19 апреля 2018Кино
118

Бергман и современность. Восемь сходств и два отличия

Ретроспектива Ингмара Бергмана на ММКФ: как на все это смотреть

текст: Василий Корецкий
6 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureДжон Брайсон. Ингмар Бергман и акула из фильма «Челюсти». 1975© Bryson Photo / Aphelis
    Синефилия

    Сосновые стеллажи в доме Бергмана на Форё были уставлены сотнями VHS-кассет. Шёстрём, Дрейер и Антониони соседствовали тут с «Крокодилом Данди» и «Полицейским из Беверли-Хиллз». Такой совершенно современный, no-brow-подход в выборе культурных фаворитов — признак настоящей синефилии, бросающей вызов культурным иерархиям и не делящей кино на «высокое» и «низкое» (как мы знаем, именно синефилы из парижской Синематеки возвеличили в глазах европейских интеллектуалов фильмы «низкого» жанра — американские триллеры Хичкока или вестерны Форда). Впрочем, Бергман был не только всеядным синефилом, но и рафинированным киноманом: кроме видеорума в его островной резиденции (в сарае) был оборудован домашний кинотеатр — в 1975-м режиссер сам подарил его себе на день рождения. Зал был оборудован двумя 35-миллиметровыми и одним 16-миллиметровым проекторами, и во время теплого сезона (с мая по октябрь) Бергман смотрел по фильму в день шесть дней в неделю. Разумеется, строгие арт-фильмы, одолженные в архиве Шведского института кино (типа Тарковского), соседствовали в программе этих просмотров с комедиями Мела Брукса, например. Свои картины режиссер тоже часто пересматривал.

    Кроме того, Бергман был горячим сторонником телевидения как передового медиа; в какой-то момент — точнее, после «Сцен из супружеской жизни» — он вообще оставил большое кино и ушел в телепроизводство. В его доме была установлена спутниковая тарелка, ловившая 187 каналов. Бергман смотрел все: хоккейные матчи, прогнозы погоды, музыкальные шоу, «Кто хочет быть миллионером» и, конечно, сериалы — «Фэлкон-Крест» и «Даллас» (создатель последнего Дэвид Джейкобс, в свою очередь, был большим поклонником «Сцен из супружеской жизни»).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244671
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411539
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416484
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421665
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423339