Не остался в стороне от осуждения большевизма и корифей раннего Голливуда Д.У. Гриффит. В своей исторической драме «Сиротки бури» (1921) — о Французской революции — он постоянно сравнивает вкрадчивого и вероломного Робеспьера с подлыми большевиками и в интертитрах поясняет, что американское правительство — на стороне добра и правды и оно совсем, совсем не таково, как проклятые большевики! Из младших коллег Гриффита большевистской темы в те же годы коснулись Ф.В. Мурнау в фильме «Обличья Сатаны» («Satanas», 1919 г., фильм не сохранился) и К.Т. Дрейер в картине «Страницы из книги Сатаны» («Blade af Satans bog»). Оба фильма сделаны под впечатлением от исторической панорамы Гриффита «Нетерпимость» и представляют собой серию новелл об исторических похождениях дьявола — ну а большевики здесь выведены в качестве дьяволов наших дней. Так, в заключительной новелле фильма Мурнау фигурирует зловещий персонаж-социалист по фамилии Гродский — его, как и всех остальных исторических чертей в этой картине, сыграл Конрад Файдт, знаковый актер экспрессионизма. В рецензиях того времени его роль описывается как «сентиментальный дьявол, страдающий от собственной злой природы». Та же логика прослеживается и у Дрейера: в последней новелле «Страниц из книги Сатаны» после многих исторических мытарств Бог посылает Сатану искупать свои грехи в современную (1918 год) Финляндию. На этот раз дьявол предстает в облике свирепого монаха-большевика Ивана, который насаждает советскую власть, командует расстрелами партизан и вынуждает главную героиню, фермершу Сири, совершить жертвенное самоубийство. Фильм Дрейера заканчивается словами: «Героический поступок Сири сократил срок наказания Сатаны на тысячу лет, но Бог осудил его на многие мириады веков, и потому Сатана будет искать новые жертвы и новые судьбы».
Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20244941Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202411788Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202412828Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202415776Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202416705Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202421587Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202421917Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202423567Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом
Год, когда рассосалась дружба