17 марта 2015Искусство
108

Психологическая структура перчатки

О значении Валентина Серова для русского искусства и современности

текст: Ольга Рябухина
2 из 8
закрыть
  • Алексей Бобриков искусствовед, доцент и преподаватель СПбГУ, автор книги «Другая история русского искусства», Санкт-Петербург

    1) Серов — один из главных героев «Другой истории русского искусства» (наравне с Брюлловым и Репиным), но он растворен в тексте; примерно так, как сам он был растворен в искусстве 1890—1900-х. Серов — это вызов для искусствоведа. Главная проблема заключается в необходимости мыслить в категориях не «качества», а «стиля» и «метода». В профессиональном смысле — в смысле таланта, образования и опыта — он очень хороший художник, возможно, лучший в дореволюционном русском искусстве, и есть большой соблазн писать только об этом: хвалить, восхищаться, праздновать. А стилистически он кажется почти неуловимым, каждый раз разным.

    2) Серов — важная для России (страны, где так и не победила модернистская революция) модель художника, мыслящего «традиционно», в рамках так называемого реалистического искусства, но стремящегося «учиться», использовать опыт «нового искусства» Запада (в эпоху Серова — импрессионизма, постимпрессионизма, раннего модернизма). Еще один такой художник — Владимир Лебедев в интерпретации Николая Пунина (описавшего на его примере сам механизм «учебы»). Вопрос «Что нам делать с современным искусством?» по-прежнему актуален для интеллигентной публики, воспитанной на классическом искусстве.

    3) Судьба картины и ее аукционная цена кажутся мне пространством случайного и не имеющего прямого отношения к самой вещи (если речь о конкретной картине, а не об общем уровне цен на данного автора или вообще цен на рынке и не о политике). Да, «аура», «биография», «миф» существуют и заслуживают изучения. Это отдельная сфера искусствознания — анализ мифологии искусства: «мифов» и о художниках, и о картинах. Их нужно изучать именно как отдельную сферу, помня, что вещь, имеющая «биографию», не обязательно должна быть шедевром (опуская в данном случае то, насколько объективной может быть внебиографическая оценка и не является ли само объявление чего-либо шедевром — даже чисто профессиональным — началом мифологизации).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245102
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411943
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416822
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422018
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423669