21 сентября 2021ИскусствоАрхитектура
152

Узбекская версия «Лучезарного города»

Почему важно сохранить гостиницу Чирчикстроя

текст: Петр Завадовский, Ольга Казакова, Руслан Мурадов, Александра Селиванова, Борис Чухович
3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Alexandra Selivanova / Facebook
    Александра СеливановаИсторик архитектуры, куратор, руководитель Центра Авангарда на Шаболовке, старший научный сотрудник Музея Москвы

    Чирчикстрой — редкий и удачный пример чудом сохранившегося постконструктивистского комплекса. Сочетание стилистики «монументального ордера» с интерпретацией приемов традиционной локальной архитектуры приближает его к французским и американским колониальным вариантам ар деко.

    Город при химкомбинате и системе гидростанций по плану ГОЭЛРО на реке Чирчик включал в себя коттеджный поселок, блокированные и многоквартирные дома («500-квартирный дом»), гостиницу, больницу, общественно-культурные центры, магазины, школы и ясли, а также сами промышленные объекты. Разработкой всей планировки с бульварами, деривационным каналом и площадями и проектированием самих сооружений занималось бюро Гидростройпроекта под руководством Георгия Орлова при консультации его учителя и постоянного соавтора Виктора Веснина. Эта же команда ранее проектировала соцгород Запорожье при Днепрогэсе. Однако масштаб строительства должен был даже превосходить предыдущую стройку.

    Бывшая гостиница Чирчикстроя. 2021Бывшая гостиница Чирчикстроя. 2021© Ольга Казакова

    Гостиница-общежитие, одно из немногих сохранившихся в первоначальном виде зданий поселка, должно было оформлять въезд в «Верхний город» и занимало эффектное положение на холме. Архитектор-рационалист, ученик Николая Ладовского Виталий Лавров, следуя логике теоретиков авангарда, а также опираясь на собственные исследования среднеазиатской архитектуры во времена работы с командой архитекторов-урбанистов в АРУ, использовал структуру планировки караван-сарая (дом с атриумом), включил в структуру балконы, лоджии, трельяжи и бассейн в центре двора, но вычистил и упростил формы, увеличил масштабы. Неизбежные ассоциации с помпейским домом разрушает монументальная граненая арка, явно отсылающая к специфическому силуэту проема в среднеазиатской архитектуре. Традиционные орнаменты, контрастирующие с монолитными плоскостями гладких стен, он заменил на модернистскую сетку, вставил ряды квадратных и круглых окон с выступающим обрамлением — распространенный прием постконструктивизма, доведенный здесь до радикальной формулы.

    Зданий такого архитектурного качества и уровня, построенных в стиле постконструктивизма (для кого-то приемлемей термин ар деко) на территории бывшего СССР можно сосчитать на пальцах одной руки, поэтому сохранение и реставрация гостиницы Чирчикстроя кажется мне принципиальной задачей.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247259
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412691
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418089
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419967