«Я не хочу идти никаким другим путем, кроме искусства»

Сергей Сафонов, Юрий Петухов, Людмила Денисова, Вера Евстафьева — о выставке Антонины Софроновой и издании ее первого альбома

текст: Надя Плунгян
1 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureА.Ф.Софронова. 1914Фотография из семейного архива
    . . .

    До 5 апреля в галерее «Ковчег» проходит ретроспектива живописи и графики Антонины Софроновой (1892–1966) — одной из самых негромких и глубоких художниц XX века. Софронова училась у Ильи Машкова, рисовала конструктивистские обложки и заставки, однажды оказалась экспонентом «Бубнового валета», но выстроила свою линию в искусстве, скорее, вне крупных объединений, большую часть жизни работая «в стол».

    Софронову неоднократно сравнивали с ленинградскими мастерами 1930-х, ориентированными на Альбера Марке, многие годы ее имя ассоциировалось именно с московским пейзажем. В 1931 году она вошла в обновленный состав группы графиков-документалистов «Тринадцать», представив на выставку виды нехарактерных для тридцатых годов безлюдных, серовато-жемчужных старомосковских улиц. В «Ковчеге» можно увидеть не только пейзажи, но и раннюю футуристическую графику, зарисовки времен НЭПа, романтические портреты 1940-х и поздние натюрморты.

    Выставка приурочена к изданию первого двухтомного альбома художницы. Опубликованный материал заново открывает Софронову как тонкого лирика, чья живопись осветила многие непарадные стороны советской действительности 1930-х — 1960-х. Среди этих работ — полуфантазийная экспериментальная серия портретов «бывших актрис» (особенно запоминается героиня с удивительной фамилией Делькруа-Лихошерстова), «воображаемые лица» и иллюстрации к симфониям Андрея Белого, дымчатые набережные — и цветные, почти абстрактные натюрморты шестидесятых годов. К каждой теме Софронова находила сложный эмоциональный ключ, зачастую апробируя его в поэтических текстах. Восприимчивость к поэзии, ощутимая опора на наследие символизма и модерна объединили ее с мужем — художником Генрихом (Андреем) Блюменфельдом. Ученик, а затем преподаватель студии Машкова, автор собственной теории цвета, он скоропостижно умер в 1920 году от туберкулеза. Их дочь Ирина Евстафьева продолжила династию живописцев.

    Дама с туканом. 1940Дама с туканом. 1940Частное собрание

    В этом материале мы собрали четыре разных взгляда на ее искусство — музейный (хранитель коллекции живописи музея «Новый Иерусалим» Людмила Денисова), кураторский (учредитель галереи «Ковчег» Сергей Сафонов), издательский (коллекционер и издатель двухтомника Юрий Петухов) и художественно-личный (о своем отношении к искусству Софроновой согласилась рассказать правнучка художницы, дизайнер шрифта Вера Евстафьева).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20247322
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412746
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202418144
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202420009