В этом году я впервые занимаюсь организацией театрального фестиваля, до этого сотрудничала с проектом эпизодически. Изнутри вижу, что организация фестиваля трудна, но очень интересна; особенно интересно смотреть, как проекты рождаются, меняются, воплощаются в художественной форме. Например, я помню первый пост Юли Кулешовой о сексуальном насилии, пережитом ею в детстве, помню, что после этого поста мы с ней впервые говорили, хотя до этого заочно знали друг друга. И вот, кажется, прошло меньше года — и проект превратился в группу помощи, в сеть помощи и в спектакль, который поставила Леда и премьеру которого мы сможем увидеть уже через несколько дней.
Этот фестиваль уже несколько лет становится точкой сближения, знакомства, обмена идеями для разных феминистских художественных/активистских групп. Конечно, фестиваль влияет на город, на сообщество, но это влияние сложно отделить от всей — очень большой — работы «Ребер».
В Петербурге вообще очень мало пространств, где можно было бы выставлять действительно социальное искусство. То есть независимых пространств, чувствительных к проблемам общества, к несправедливости. Галерей много, и в них много галерейного искусства, которое, конечно, имеет свою аудиторию. Но после того, как становишься феминисткой, узнаешь о проблемах мигранток, людей с инвалидностью, людей, вовлеченных в проституцию, и т.д., — как-то даже странно ходить на выставки, которые умудряются не касаться болезненных тем. Короче, у меня как-то теперь не очень хорошо получается.
Я этим занимаюсь, потому что живу в обычной жизни в ситуации раздвоенности: есть мирные практики, такие, как образование, культура, искусство (в своей «реальной» жизни я преподаю русский язык мигрант_кам и бежен_кам), то есть что-то прекрасное, излечивающее, вдохновляющее, а есть — и никогда не получается об этом не думать — насилие, война, экологические катастрофы, нищета, дискриминация. Социальное искусство — одна из немногих доступных мне практик, которые помогают мне собрать этот разваливающийся мир.