Путешествие богини Кибелы в СССР, или Burning Woman на подмостках истории

Историческая драма в пяти действиях

текст: Татьяна Пигарёва
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureПроект фонтана Кибелы. Вентура Родригес. 1777—1782. Музей истории Мадрида
    Действие второе: XIX векКибела воцаряется в Мадриде

    С античных времен Кибела путешествует по миру. Свой путь она начала в Анатолии, где фригийцы почитали ее как Матерь богов и хранительницу земель. Древний символ Кибелы — курган — постепенно приобрел антропоморфную форму восседающей на троне богини, сопровождаемой двумя львами. Первое свое путешествие Кибела совершила в Грецию, где ее отождествляли с Реей, но считали божеством чужеземным, поэтому в эзотерических обрядах ей поклонялись в основном моряки и странники. Римляне же, считая себя наследниками разрушенной анатолийской Трои, охотно приняли Кибелу в свой пантеон: она становится покровительницей благосостояния городов и всего государства. Ее часто изображают как богато одетую матрону с короной в виде зубчатой башни на голове.

    Недавно занявшая испанский трон династия Бурбонов нуждалась в символах, которые бы помогли превратить тогда еще скромный город Мадрид в имперскую столицу. Богиня Кибела была избрана для этой роли, поскольку ее корона-башня и хищные спутники рифмовались с двумя главными символами испанской геральдики — львом и крепостью. Фонтан с запряженной львами колесницей Кибелы (саму богиню и повозку изваял Франсиско Гутьеррес, а львов — французский скульптор Роберто Мишель) сочетал символическую и практическую функции: долгие годы он был городским водоразборным фонтаном. Мадридцы так полюбили Кибелу, что она неофициально стала языческой покровительницей католической столицы. Три главные столицы Северного Средиземноморья оказались под защитой трех могущественных женских языческих персонажей: Афина охраняет Афины, Капитолийская волчица — Рим, а Кибела — Мадрид.

    Изначально Кибела располагалась в начале бульвара Прадо и смотрела на юг — на фонтан со скульптурой своего сына Нептуна. Но в конце XIX века мэр Мадрида граф Романонес перенес богиню в центр площади и развернул ее колесницу на запад, в сторону королевского дворца, а также добавил новый роскошный пьедестал и двух ангелочков, льющих воду из кувшина. Город облетела шутка: «Мэр переселил Кибелу на новую квартиру, и они завели детишек». Кибела, став самым заметным из мадридских памятников, постоянно оказывалась замешанной в городских происшествиях. В конце XIX века появилась традиция целовать богиню и оставлять у нее на плечах плащ, празднуя любовные победы. А в середине XX века ее избрали своей покровительницей болельщики мадридского «Реала». В честь выигранных чемпионатов и кубков в фонтане устраивали такие оргии, что богиня дважды теряла руку (один раз отломанную конечность нашли, во второй пришлось делать копию), и теперь, чтобы защитить скульптуру от фанатского ликования, перед решающими матчами вокруг нее выставляют пикеты полиции и только одного болельщика пускают повязать на шею Кибелы клубный шарф.

    Площадь Кибелы окружают монументальные строения, символизирующие четыре столпа современной цивилизации: армию, бизнес, культуру и власть. Это Генеральный штаб, Банк Испании, центр латиноамериканской культуры «Дом Америки» и Дворец телекоммуникаций, ныне мэрия Мадрида. Со зданием банка Кибела связана особо: под фонтаном находится резервуар, где собирается вода подземных источников. В случае попытки ограбления сейфа, где хранится золотой запас Испании, подземные коридоры будут затоплены водой фонтана Кибелы. Когда в сентябре 1936 года 510 тонн испанского золота были вывезены в СССР для оплаты техники и вооружения, профранкистская пресса горько шутила: «Как же Кибела допустила такое?» Но у богини с Франко были свои счеты — в начале Гражданской войны фонтан пострадал от осколков снарядов.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244679
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411545
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416490
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421669
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423362