Второе дело Трушевского: изменилось ли арт-сообщество за девять лет?

Художницы, критики и редакторы — о том, как мы сегодня реагируем на темы насилия

3 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Александра Генераловаредактор раздела «Искусство» журнала «Собака.ru», независимый куратор

    Год назад Антон Котенев взял очень хорошее интервью у Ильи Трушевского — первое после освобождения, с провокационными высказываниями; текст собрал мало просмотров. Трушевского опять обвиняют в изнасиловании; не успели подать заявление в полицию, а от его инсталляции сразу же публично отказывается фестиваль «Форма», хотя инсталляцию отобрали по конкурсу. Потому что никому не нужны лишние проблемы и буча в соцсетях после #MeToo. Да и Трушевский теперь — мужчина под 40 с женой и ребенком, живет в экоусадьбе «Гуслица». Звучит не секси. Вписался переночевать к девушке в мастерскую, она написала в Фейсбуке об изнасиловании. Это совсем не та история, что девять лет назад будоражила воображение жэжэшных дрочеров (в том числе из арт-тусовки) — они-то ассоциировали себя с молодым модным художником, который мог любую красивую студентку журфака затащить из «Солянки» к себе в съемную квартиру в центре Москвы.

    Тогда Трушевский, наверное, попадал в дух времени, его охотно брали героем глянцевых журналов. А теперь герой — Покрас Лампас: ему 27 лет, осознанный и сдержанный молодой человек, которому не нужна даже Ольга Свиблова, чтобы сделать себе персональную выставку. Можете себе представить его, пишущего в своих соцсетях про «капризы пьяной дуры»? Или Кирилла Савченкова, лауреата прошлогодней «Инновации», на которую когда-то номинировали Трушевского? Да в принципе никто сейчас уже такое не ляпнет в интернете.

    Поменялось расположение сил в поле. Девять лет назад интерес к современному искусству подогревался в медиа: группа «Война» у всех на слуху, Марат Гельман делает культурную революцию в Перми, как говорит тот же Котенев — эпоха Медведева с инновациями и креативным классом. Все это схлопнулось, арт-деятели стали куда осторожнее в высказываниях, а всякие там арт-критики и вовсе пропали — нет изданий, куда можно писать.

    Да, раньше OpenSpace.ru мог хайпануть на дискуссии «Это наш урод» — а сейчас кому интересно обсасывать быт и нравы в среде художников? Топовый материал наследницы OpenSpace.ru COLTA.RU — разбор блога Марины Комиссаровой aka Эволюция и анализ роли селфхелп-психологии в жизни людей среднего возраста. Это куда интереснее обсуждать, чем внутреннюю корпоративную этику арт-сообщества; думаю, вы этим опросом себе трафик не соберете.

    Мне кажется, даже в самом сообществе уже никого ничье авторитетное мнение не интересует — а тогда все ждали, что же скажет Марат Гельман. Смешно вспоминать, например, что в 2010 году сайт OpenSpace.ru анализировал бред, который нес Антон Николаев из группы «Бомбилы»; эту группу кто-то помнит еще? Все стало зыбко — люди много чего друг про друга пишут в телеграм-чатах, но невозможно представить, чтобы появились публичные высказывания в духе «это наш сукин сын, не лезьте со своим гуманизмом». К тому же профессиональное сообщество феминизировалось: много важных молодых художниц, много кураторок. Кажется, девять лет назад даже слова такого не было.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244679
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411545
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416490
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421669
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423343