Много смартфонов как один экран, каждое устройство — пиксель
Изобретатели вещей из мира будущего Симон де Дисбах и Марк Дюбуа
В минувшие выходные в рамках фестиваля «Круг света» в Москве выступили Симон де Дисбах и Марк Дюбуа — швейцарские специалисты по интерактивному дизайну, создающие оркестры из ноутбуков, аудиовизуальные инсталляции для шлемов Oculus Rift, самодельные контроллеры и прочие вещи из мира будущего. Егор Антощенко побеседовал с обоими.
— Для начала: как вы себя определяете? Ваша компания Fragment.in называется «студией интерактивного дизайна». Вы — художники, дизайнеры или скорее креативные предприниматели?
Марк Дюбуа: Если мы делаем коммерческие проекты, то из полученной прибыли можем финансировать художественные.
Симон де Дисбах: Мы не определяем себя одним словом. Нам нравится заниматься и художественными, и коммерческими проектами — потому что мы никогда не беремся за скучные вещи. Вообще главное — это чтобы было весело.
«OccultUs»
— Расскажите о проектах, которые показали в Москве. Как появилась идея аудиоинсталляции с очками виртуальной реальности Oculus Rift, например?
Симон: Вообще-то это мой дипломный проект. Я заканчивал ECAL — Университет искусства и дизайна в Лозанне. У меня было шесть месяцев на этот проект — и мне очень хотелось что-то сделать именно с Oculus Rift. Я купил себе шлем, но понятия не имел, что же я могу с ним сделать. Каждую неделю мы встречались с дипломным руководителем, и он был все более и более озадачен. В итоге появилась идея немного вывести пользователя шлема из равновесия — поэтому я решил использовать машины, которые издают шумы.
— И какова была реакция участников?
Симон: Когда в начале падает стакан — многие пугаются, конечно. А вообще все зависит от нервной системы человека. Мы привозили эту инсталляцию в разные страны, в целом демонстрировали ее четыре раза. Она длится около трех минут, сейчас мы задействуем пять источников звука — может быть, в будущем они будут меняться. Появятся новые машины, которые будут издавать другие звуки, например.
«Computer Orchestra»
— А в чем принцип работы вашего оркестра, состоящего из ноутбуков?
Марк: Идея не такая сложная: пользователи записывают сэмплы, которые затем воспроизводятся несколькими компьютерами, управлять воспроизведением можно с помощью контроллера, считывающего простые жесты. В январе мы показывали этот проект в Бразилии, а в Москве показали сэмплы, которые записал нам один местный музыкант.
— Сколько компьютеров в оркестре обычно используется?
Симон: Это зависит от того, кто нас приглашает. Чем больше — тем лучше, но бывает так, что организатору сложно арендовать большое количество компьютеров.
— Вам известны случаи, чтобы кто-то вдохновился этой идеей и создал свой оркестр? Начал писать произведения для них, гастролировать?
Марк: Пока нет. Но мы получаем очень много отзывов от дирижеров, которые говорят, что это интересно. На самом деле, когда мы работали над компьютерным оркестром, мы думали, что это будет арт-проект. А люди воспринимают его скорее с технической стороны, как инструмент для реализации своих собственных идей. Так что в будущем мы, возможно, будем придумывать для каждого случая специальные концерты для нашего оркестра. Чтобы не потерять изначальную художественную сторону этой идеи.
«Mapping Performance»
— Вы также занимаетесь видеомэппингом — 3D-проекцией на разные реальные фактуры с использованием их поверхности. На вашем канале Vimeo есть видеоинсталляции с деревянными ящиками. Насколько сложно сделать что-то подобное для людей без опыта? И сколько времени ушло на эту работу?
Симон: Мне кажется, это очень просто и видеомэппингом может заниматься каждый. Необходимы программное обеспечение и проектор — дальше изображение контролируется простым нажатием клавиш. Причем неважно, наносите ли вы изображение на небольшие предметы или на огромное здание: в последнем случае вам просто нужно больше проекторов.
— Довольно странно, что на фестивале, посвященном свету, вы ничего подобного не покажете.
Симон: Возможно, мы поработаем со светом во время нашего воркшопа.
Мы хотели подсказать, что не обязательно покупать все новые технологии; все, что необходимо, может быть под рукой и стоить дешево.
Марк: У нас есть проект, в котором мы «объединяем» экраны мобильных устройств. То есть множество смартфонов становятся как бы одним экраном, а каждое устройство — чем-то вроде пикселя на нем. И на этот экран мы выводим различные изображения или просто можем сделать его черным или белым. Но пока этот проект на первоначальной стадии, мы еще сами не понимаем до конца, что из этого может получиться.
— Это напоминает мне о северокорейских парадах, где каждый человек несет щит, в нужный момент поднимает его вверх и становится точкой в огромном портрете вождя, например. Только у вас вместо щита — смартфон.
Симон: Пожалуй. На этом этапе мы определяем, что будет на большом экране, но, может быть, в дальнейшем дадим эту возможность пользователям. Мы еще сами не понимаем, в какую сторону этот проект будет развиваться.
«Smart Objects»
— Расскажите о вашей идее с «умными объектами», благодаря которым любой смартфон, помещенный внутрь сферы или конуса, становится контроллером (см. видео). Какое применение вы для нее видите?
Симон: Возможно, у нее есть нечто общее со Sphero — это такой мячик, которым вы можете управлять с помощью мобильного устройства: для него уже созданы специальные игры, но можно просто гонять его, как электромашинку. На самом деле у нас не было идеи сделать какой-то конечный продукт: скорее открыть перед пользователем новые возможности. Подсказать, что ему не обязательно покупать все новые технологии и все, что ему необходимо, может быть под рукой и стоить дешево. Зачем покупать готовые контроллеры — сделайте свой.
— Но зачем, когда на рынке столько предложений? Люди же по природе своей ленивы.
Симон: В любом случае необходимо заставлять их проявлять инициативу. Возможно, этот проект и не предназначен для массового использования — но есть наиболее пытливые люди, которые заинтересуются. Программисты и небольшие компании, разрабатывающие видеоигры, например.
«Isolated Lines — January The 1st»
— Симон, вы еще снимаете видеоклипы. Это скорее хобби или тоже часть основной работы?
Симон: Нет, я это делаю для дружественных музыкантов главным образом. Видео, где камера просто направлена на асфальт, я снял для своего хорошего друга, техно-продюсера, он известен под именем Isolated Lines. Еще одно, в котором угадывается влияние фильма «Мертвец» Джима Джармуша, я снял во время учебы — это было одним из заданий. Так что это скорее происходит от случая к случаю.