Как станцевать соленые огурцы
Камила Мамадназарбекова о мультимедийной матрешке — «Серьезном шаге» Николь Сейлер
В Москве начался фестиваль современного танца ЦЕХ — со спектакля Николь Сейлер «Серьезный шаг». Еще один швейцарский танцевальный спектакль — «Тараб» дуэта «Компания 7273» — можно будет увидеть 13 и 14 декабря.
Фестиваль ЦЕХ открылся спектаклем «Серьезный шаг» швейцарского хореографа Николь Сейлер, которая знакомит публику в разных странах с понятием концептуальной хореографии в кратком изложении для неофитов.
Зрителей просят описать словами движения одной Татьяны (украинской танцовщицы Татьяны Щербань), которую они видят прямо перед собой, — а другая Татьяна (резидент ЦЕХа и питерской площадки «Скороход» Татьяна Тарабанова) пытается на слух синхронизироваться с первой, исходя исключительно из зрительских описаний. Получается интересный «дуэт» — без визуального контакта, через посредника. Вторую Татьяну видно на огромном экране, якобы в скайп-трансляции из нью-йоркской студии. На самом деле неважно откуда — главное, что она далеко и здесь ее нет.
Одни зрители описывают движения точно, нумеруя позиции, нюансируя выворотность, плие, экарте. Другие задают расплывчатые образы: «свадьба жуков», «цветок сакуры», «банка соленых огурцов». Татьяна присутствующая развивает словесные образы, не оставляя пространства воображению. Рассказывает, как банка катится, разбивается, огурцы рассыпаются. Она по мере сил корректирует замечания из зала, находится с ним в постоянном диалоге.
Спектакль предваряет монолог профессионального «описателя картинок» — социального работника, который помогает слепым смотреть телевизор.
Каждому человеку с микрофоном, остроумному или не очень, достаточно сложно поставить двух невидимых друг другу танцовщиц в одинаковую позу, а уж задать направление движению, описать его качество под силу совсем немногим. Спектакль предваряет монолог профессионального «описателя картинок» (image describer) — социального работника, который помогает слепым смотреть телевизор. Редуцировать движение до его словесного описания — все равно что свести многомерную реальность в плоскость декартовых или каких-нибудь других координат.
Такой «зачин» сразу обозначает проблему языка, точнее, мышления в языке. Но дело в том, что языков для описания хореографической реальности на протяжении ХХ века было придумано довольно много. Главным открытием спектакля становится то, что у танцовщиц, оказывается, есть память. Всю телесную «болтовню», которую они воспроизводили на сцене и за ее пределами, отталкиваясь от зрительских описаний, в конце концов они собирают в зрелищную хореографическую композицию. Зрители радостно узнают свои фантазии. Похожий фокус показывал, например, Уэйн Макгрегор в одном из выпусков ток-шоу TED, только короче и сложнее.
Тем, кто хотя бы немного в курсе, как работает концептуальная хореография — или, в более общем смысле, концептуальное искусство, — возможно, захочется более точно представить себе соотношение между словом и формой. «Серьезный шаг» похож на вводный курс по этой дисциплине. Проблема спектакля — в его наглядности, тавтологичности и экспликативности. Невозможно сегодня прийти, нарисовать черный квадрат и начать объяснять, что есть нефигуративная живопись, обратная перспектива, точка и линия на плоскости. Это возможно только в ретроспективе, соотнося конкретное произведение с его автором, временем и стилем. Этим занимается, например, французский хореограф Борис Шармац в своем «Музее танца» или Жером Бель, каталогизирующий формы танца от классического балета до тайского театра кон через их носителей. Николь Сейлер как будто предлагает зрителям увлекательный аттракцион или, возможно, часть большой научной работы — во время обсуждения танцовщицы рассказали, что это сетевой проект и он существует в нескольких версиях с танцовщиками из разных стран. Впрочем, трансляция на сайте телеканала «Москва-24» спектакля, который сам построен на трансляции изображения, придавала всему зрелищу характер мультимедийной матрешки.