За вашу и нашу свободу
Играет трио Симона Шписса
В «МузЭнергоТуре», про который мы уже писали, играет и трио Симона Шписса. В эти дни — в Сибири, а 22 июля — и в Москве.
Внешне музыканты из трио швейцарца Симона Шписса напоминают больше не джазменов, воспитанных на Уэйне Шортере и Маккое Тайнере, а то ли новых участников Пикника «Афиши», то ли бэнд из фильмов Аки Каурисмяки. Впрочем, обманываться не стоит — перед нами настоящие последователи традиций 50-х годов, последнего десятилетия, когда джаз еще не ушел в свободный полет абстрактной импровизации.
Симон Шписс со своими соратниками Марко Неннингером (бас) и Даниэлем Мадраком (ударные; на концертах в России за ударную установку сел Самуэль Дюслер) много занимаются мелодической отточенностью своих номеров. Впрочем, прилежно выстроенные партии и сыгранность участников совсем не заковывают трио в цепи конвенциональных решений. Скорее наоборот. Чувствуя мощную поддержку традиционного джаза, Шписс и его товарищи позволяют себе выходить за его рамки, а уверенность друг в друге дает им возможность решаться на самые неожиданные ходы при импровизации.
Ухватить тот отрезок джаза, когда «как раньше» уже не игралось, а «по-новому» не хватало задора.
С одной стороны, возникает ощущение, что трио Шписса, выбрав для себя в меру консервативное звучание, пытается заново пройти путь первооткрывателей авангардного джазового звука, понять, как происходила «та самая» музыкальная эволюция. Но это ощущение преждевременно.
C гораздо большей вероятностью задача музыкантов — это не попытка пройти путь от традиции к авангарду, а ухватить тот короткий и не до конца разработанный отрезок истории джаза, когда «как раньше» уже не игралось, а играть «по-новому» еще не хватало задора. Подобными поисками время от времени занимается, например, Ури Кейн, правда, в его случае слушатель имеет дело с куда более холодным и аналитическим постмодернистским взглядом на музыку.
Трио Шписса, наоборот, не старается сымитировать кого-либо или деконструировать что-либо. Они, скорее, похожи на отряд бойцов, отделившийся от основных частей для того, чтобы исследовать уже пройденную, но не изученную до конца территорию. Вооружение этого отряда, впрочем, не дает случайным встречным заподозрить в них давным-давно затерянных на полях сражений солдат — то здесь, то там проскакивают приемы, которые можно встретить на альбомах самых актуальных клиентов таких лейблов, как Clean Feed, NoBusiness Records и Intakt.
В отличие от многих коллег по современному джазовому цеху, трио отличает явный гедонизм — это музыка, в первую очередь, яркая, живая, осознающая свою витальность и не стесняющаяся ее. Не стесняется эта музыка и заимствований из других жанров: не успеваешь понять, что только что ты прослушал откровенный кусок из рок-шлягера, как ему на смену приходит вполне себе академический пассаж. И самое интересное — этот переход можно легко пропустить!
Композиции Шписса и его коллег монолитны. Цельность — их важная черта. При желании можно, конечно, пренебречь чистым удовольствием от их музыки и предаться выискиванию «швов» внутри композиций. Но довольно скоро станет понятно, что это естественные для почерка самих музыкантов плавные переходы.
Может сложиться и другое впечатление, а именно — что трио работает в стане «технарей», отточивших свои навыки и представляющих интерес скорее для других музыкантов, чем для простых слушателей. Это не так: джаз от Симона Шпиcса и компании отличается эмоциональностью и глубиной чувства. Их музыка легка для восприятия (но не легковесна) и апеллирует к самому что ни на есть человеческому, слишком человеческому.
Музыканты не строят между собой и публикой стену иронии, они не уходят в технические изыски или чистую созерцательность. Они находятся вместе со своим слушателем здесь и сейчас. В контакте с публикой и, как кажется, в полной гармонии с собой.