Осязаемый свет, от которого не спастись
Музыка Authentic Light Orchestra и ее работа над рукотворным и естественным
«Связывает времена лишь то, что было всегда, что не имеет времени и что есть общее для всех времен. У вечного нет истории. История есть лишь для преходящего. История есть у биологии, но ее нет у жизни. Она есть у государства, но ее нет у народа. Она есть у религии, но ее нет у Бога...»
А. Битов, «Уроки Армении»
Говоря о названии своего проекта, основатель Authentic Light Orchestra Валерий Толстов отмечает, что «аутентичный свет» — это скорее не явление, а действие: передача одним человеком другому состояния искренности и некоторого возвышения (над собой, над окружающей суетой, над временем). Возвышение — понятный ориентир для человека, рожденного в Армении и живущего в Швейцарии.
Со всех гор открывается разный вид, но ощущения, охватывающие человека, схожи: чего-то огромного, стирающего различия в своей умиротворенности. Именно это чувство помогло Валерию найти в Швейцарии музыкантов, которые захотели вместе с ним исследовать армянскую народную музыку, вслушиваться в нее самим и давать другим возможность услышать ее.
Интересный факт: вокалистка Вероника Сталдер, чье пение сопровождает концерты ALO, заинтересовалась армянской народной музыкой и брала уроки вокала у Татевик Оганесян. Она усовершенствовала свое произношение настолько, что после концертов слушатели пытаются заговорить с ней по-армянски. Тщетно — швейцарка не владеет самим языком.
И это показательно — в состав ALO входят представители разных национальностей, одинаково хорошо чувствующие материю крайне специфической народной музыки. Армянские мелодии позволяют забыть о различиях и посмотреть на мир новым, «очищенным» взглядом. Так животные всех возможных видов, собранные Ноем на ковчеге, увидели обновленную Землю с горы Арарат.
Музыка, уходящая своими корнями практически в прасознание человека (ученые насчитывают до трех тысячелетий истории армянской музыки, после чего сбиваются), помогает установить контакт не только между исполнителем и слушателем и между представителями разных народов. Сами пути участников ALO в мир музыки разнятся. Самый яркий пример — контраст между самим Валерием, рожденным, по собственному признанию, в семье музыкантов, «среди звуков скрипок и рояля», и получившим академическое образование, и Беатом Гислером — басистом-самоучкой, долгое время игравшим в поп- и рок-группах.
В аранжировках музыканты ищут баланс между стремлением сохранить и донести этническую составляющую своего творчества и тягой к эксперименту, желанием рассказать слушателю собственную историю. Сам Толстов не раз слышал от земляков замечания, его упрекают, что он слишком вольно обращается с фольклором. Для многих эта музыка неприкосновенна, любое изменение трактуется как лишение ее чего-то сакрального.
Удивительное сочетание твердости и мягкости, жесткости и плавности, мужественности и женственности.
Интересна история знакомства вокалистки ALO с армянской культурой. В одну из поездок в Армению Валерий привел ее в монастырь Гегард, где пять армянок пели народные песни. Сталдер сразу же разучила одну из песен, которую исполнила на концерте на следующий день. Главная деталь в этом рассказе — это место, где произошла «инициация»: церковь в Гегарде только наполовину создана человеческими руками, она переходит в скалу и представляет собой яркий образец бережных и благоговейных отношений между «рукотворным» и естественным.
У основателя этно-джазовой команды Валерия Толстова есть прог-роковый проект Oaksenham, сам он играл вместе с лидером альтернативной команды System of a Down Сержем Танкяном. И это не новость. Например, постоянные изменения в звуке Гаянэ и Карена Арутюнян, любимцев отечественной критики, давно уже стали их визитной карточкой. Легкость, с которой армянская музыкальная традиция позволяет своим адептам играть и светлую, почти невесомую музыку, и тяжелый, обрушивающийся на слушателя плетьми рок, объясняется, возможно, подмеченным Битовым «удивительным сочетанием твердости и мягкости, жесткости и плавности, мужественности и женственности — и в пейзаже, и в воздухе, и в строениях, и в людях, и в алфавите, и в речи».
Oaksenham
Серж Танкян и Валерий Толстов
ALO находится в постоянном движении, внутренние процессы, сталкивающие и разводящие музыкантов, не останавливаются — Валерий уже думает и о новом прог-рок-проекте, и о смещении акцента в сторону этнической составляющей в ALO. Сложное взаимодействие между старинным и новым, между прогрессом и традицией, между Западом и Востоком снова заставляет задуматься о названии — аутентичный свет ведь действительно противоречив, фотоны оборачиваются то волной, то частицей.
И если снова обратиться к автору главного путеводителя по Армении в СССР Андрею Битову, то можно узнать, что и сам свет в Армении — особый: «Свет в Армении, быть может, основное мое зрительное впечатление, главное физическое переживание. Сказать, что он слишком яркий и его слишком много, — ничего не сказать. Это свет особого качества, которого я нигде ранее не встречал. Впервые он был для меня чем-то таким же осязаемым, что ли, как вода, ветер и трава. От него было не спастись, не деться, не укрыться».