7 февраля 2014
1116

Сынок и его огневая мощь

Fat Son замешивают в своем звуке все: от металла до Эннио Морриконе

текст: Сергей Бондарьков
Detailed_picture© Антон Богомолов

Швейцарский гитарист Фло Штоффнер выбрал не самое очевидное название для своей группы. Под вывеской Fat Son не то чтобы ожидаешь обнаружить квартет импровизаторов, играющий рок, замешенный на фри-джазе. Напрашивается только одно объяснение: в названии может быть зашифрована ирония Фло по поводу собственной музыкальной всеядности и ее последствий. Хотя начиналось все с обычной тинейджерской диеты. Когда Фло было шестнадцать, его любимыми группами были Metallica и Led Zeppelin, а главным героем — Джими Хендрикс.

«Как и всякий ребенок, я вырос в окружении самой разной музыки. Мой отец был ударником в рок-группе, которая была знаменита в Швейцарии, так что в детстве я часто спал за сценой», — вспоминает Штоффнер.

Тогда же, в шестнадцать, Штоффнер задался целью поступить в консерваторию Цюриха на джазовое отделение. Через четыре года цель была достигнута, а еще через год — оставлена позади. Консерваторию гитарист бросил, зато успел познакомиться там с музыкантами, с которыми играет и сегодня, много лет спустя, — трубачом Мануэлем Менгисом и ударником Тобиасом Шраммом.

Сегодня круг интересов Штоффнера, успевшего поработать с корифеями современного джаза (вот только некоторые имена, но тем, кто в теме, их будет вполне достаточно: Дьюи Редман, Джо Ловано, Пол Ловенс, Эллери Экселин, Артур Блайт, Нильс Петер Мольвер), ясное дело, значительно шире. Теперь, говоря о своих источниках вдохновения, он в одном ряду называет музыку Slayer, Фреда Фрита, Эннио Морриконе и Дьердя Лигети.

«Я люблю самую разную музыку. Я люблю мощные риффы. Ну конечно! Я же гитарист! — пишет из Цюриха Фло. — И абсолютно абстрактную музыку тоже люблю, такую, в которой уже непонятно, что за инструмент ты слышишь. Мне очень нравится Лигети — у него потрясающая музыка. Так что я просто хотел замесить это все вместе. Ну, как на кухне».

В сознании музыканта трэш-метал соседствует с академическим авангардом и фри-джазом.

Формулировку «просто хотелось все это соединить», где за словами «все это» может стоять широченный спектр пристрастий от Баха до хип-хопа и гамелана, в последнее время встречаешь все чаще и чаще. Видимо, примета времени: век информации все-таки. Как бы то ни было, удивляться тому, что в сознании музыканта трэш-метал соседствует с академическим авангардом и фри-джазом, уже давно не приходится. Напротив, гораздо труднее представить себе серьезного музыканта, который сказал бы: «Я люблю только риффы и Led Zeppelin. Лигети? Нет, не слышал». И тем не менее именно примеров джазовых гитаристов, играющих рок, как будто не так много. Из наших современников с ходу вспоминаются разве что Нельс Кляйн, Эллиотт Шарп и Джефф Паркер. Кстати, имя Паркера, играющего то с людьми вроде Матаны Робертс, то в иконической построк-группе Tortoise, особенно живо приходит в голову.

Дело в том, что музыка, которую Штоффнер со товарищи играют в Fat Son, больше всего напоминает именно построк в его ставшем уже классическим варианте: мерное нарастание напряжения, задумчивые арпеджио, искупающиеся шумовым катарсисом, и т.д. Но принципиальное отличие Fat Son заключается в том, что в их изложении построк-формула наполнена жизнью. Штоффнер говорит, что музыка его группы преимущественно импровизационная (получается — что-то вроде фри-построка, да простится мне такая игра ярлыками): выписанные части есть, но они просто обозначают общее направление в спонтанной игре квартета, каждый из участников которого — солист. Тут самое время сказать о составе. Помимо трубача Менгиса и ударника Шрамма в группе Штоффнера играет еще один гитарист, Мануэль Троллер. Сам Фло играет на баритон-гитаре, так что огневая мощь квартета весьма внушительна.

Уже на этих выходных Fat Son начнут свой российский тур с географией от подмосковного Протвина до Чебоксар. Расписание следующее:

9 февраля — Протвино, ДК «Протон»;

10 февраля — Санкт-Петербург, JFC;

11 февраля — Москва, «Мастерская»;

12 февраля — Калининград, «Дредноут»;

13 февраля — Владимир, «Ёшкин Кот»;

15 февраля — Дубна, библиотека ОИЯИ (в трио, без Мануэля Троллера, с участием специального гостя Александра Маркварта);

16 февраля — ждем предложений;

17—18 февраля — запись Флориана Штоффнера с Александром Марквартом;

19 февраля — Москва, паб «Альбион», Штоффнер и Маркварт;

20 февраля — Чебоксары, Штоффнер и Маркварт;

21 февраля — Ярославль, Штоффнер и Маркварт;

22 февраля — Петербург, Штоффнер и Маркварт.

А послушать Fat Son можно вот по этой ссылке.


Понравился материал? Помоги сайту!