Что должен помнить графический дизайнер
Объясняет известный швейцарский мастер плаката Иза Рен
На прошлой неделе в казанском центре современной культуры «Смена» проходила резиденция плакатного дизайна в рамках фестиваля искусства и краеведения «Искра», где состоялись мастер-классы швейцарских дизайнеров плаката Изы Рен и Клауса Фромхерца. По просьбе COLTA.RU обладательница многочисленных международных наград Иза Рен рассказала о том, что должен всегда держать в уме успешный графический дизайнер.
— Чему вы учили посетителей мастер-классов?
— Сначала мы с Клаусом сделали презентации своих работ, потом рассказали о том, как правильно использовать графику и типографику — все это очень важно в дизайне плаката. Мы пытались показать, как происходит работа над плакатом у нас в Швейцарии.
— С чего вы начинаете работу: это несколько идей, которые потом превращаются в наброски?
— Все начинается с контакта с клиентом. В моем случае это чаще всего музеи или галереи. Что это за выставка, какой объект на ней наиболее важен и может запомниться зрителю. Иногда мне говорят: на плакате должна быть именно эта картина или объект — и я выстраиваю композицию вокруг них. Иногда у меня появляется больше свободы.
— У вас есть какой-то собственный кодекс правил для общения с заказчиком?
— Нельзя со всем соглашаться, нужно отстаивать свою позицию. Дважды мне приходилось разрывать отношения с заказчиками, потому что они вносили изменения в мою работу, даже не проинформировав меня. Это абсолютно недопустимо. Но я не из тех, кто говорит: «Я творец, и если вы не согласны с моим видением — до свидания». Я понимаю, что дизайн служит целям бизнеса.
Я пыталась донести до студентов, что графический дизайнер — это еще и менеджер.
— На финальном этапе вы предоставляете клиенту один вариант плаката или несколько?
— Обычно я работаю с несколькими разными идеями. В конце у меня есть вариант, который, как мне кажется, понравится клиенту, одна вариация этого плаката с небольшими изменениями и еще один вариант — который его наверняка удивит. Чаще всего этот последний вариант нравится мне больше всех.
— Раз вы так тесно связаны с миром художников, назовите тех, которые влияют на то, что вы делаете.
— Их так много, что даже и не знаю, кого назвать. Вообще я вдохновляюсь не только художественными произведениями: я просматриваю модные журналы, иллюстрированные издания в библиотеках. Меня может вдохновить и ленд-арт — что-то необычной формы или цвета на улице в Цюрихе, где я живу.
— Каковы типичные признаки вашего стиля, что отличает ваши работы от работ других дизайнеров?
— Может быть, это необычные сочетания цветов — игра с контрастами. И я чаще всего максимально сокращаю количество элементов на плакате.
— Забавно, я разговаривал с дизайнером плакатов Эрихом Брехбюлем, и он тоже говорил об упрощении и редуцировании. Это характерно для всей швейцарской школы?
— Пожалуй, да. Штука в том, что плакат должен «срабатывать» в течение нескольких секунд. Текст и месседж должны быть понятны сразу — и по возможности нравиться зрителю. Если ему приходится долго рассматривать плакат и раздумывать, о чем это все, — это плохая работа, как мне кажется. Плакат должен вызывать эмоции и одновременно отображать то, что за ним стоит, — будь это продукт или, например, культурная институция. Дизайн ради дизайна — это неправильно.
— Сколько времени у вас обычно уходит на работу над одним плакатом?
— Работа над графическим оформлением выставки начинается примерно за три-четыре месяца до открытия. Обычно у меня есть один-два месяца на первоначальные зарисовки и выбор конечных вариантов. Задержки недопустимы: в Швейцарии очень высокая конкуренция, поэтому ты просто не можешь отложить все на пару недель, сказав, что у тебя творческий кризис. Я пыталась донести до студентов на мастер-классах, что графический дизайнер — это еще и менеджер: мало представить работу, нужно проследить и за полиграфией, чтобы все было напечатано в срок и в нужном виде.
— Вы занимаетесь плакатом больше десяти лет. Насколько быстро меняются тренды, нужно ли постоянно переучиваться?
— Изменения, безусловно, есть: в основном они касаются типографики. Но они не происходят так быстро. Самое глобальное, что случилось за последнее время, — это то, что все начали работать исключительно на компьютерах, вслед за другими вещами плакат ушел в «цифру». Мне очень нравится, что в Швейцарии сохранилась традиция печатать плакаты методом шелкографии. Я обожаю эту технику: на этих изображениях можно добиться особенной яркости и свежести, которые при цифровой печати пока недоступны. Но, к сожалению, шелкография — это дорогое удовольствие, поэтому в Казани мы печатали все в цифре.
— Вы с самого начала решили стать графическим дизайнером или, может быть, хотели стать художником или фотографом?
— Это мое второе образование. Сначала я занималась банковским делом, какое-то время работала в сфере финансов. Потом решила резко изменить свою жизнь и в 26 лет поступила в Цюрихский университет искусств (Zürcher Hochschule der Künste). Но я всегда настаиваю на том, что я дизайнер, а не художник. Хотя я очень люблю фотографию: я делала каталог для выставки Луизы Буржуа, с которой мне повезло пообщаться лично в Нью-Йорке, — этой работой я горжусь до сих пор.
Я не из тех, кто говорит: «Я — творец, и если вы не согласны с моим видением — до свидания». Я понимаю, что дизайн служит целям бизнеса.
— Вам просто далось это решение? Работа в банке в Швейцарии — это, наверное, более стабильная и спокойная стезя.
— Я — независимый дизайнер, у меня нет стабильной зарплаты. Но я чувствую себя гораздо счастливее, занимаясь графическим дизайном и общаясь с тем кругом людей, который вокруг меня образовался. Так что я ни о чем не жалею.
— Что было итогом вашего мастер-класса в Казани?
— Мы сделали три плаката — один для казанского музея, другой для фестиваля; о чем был третий, я уже не помню (смеется). Мы до сих пор переписываемся с участниками, они присылают мне новые версии работ. С 14 августа в городе пройдет выставка, где можно будет посмотреть работы всех участников. Это был любопытный опыт: у нас все-таки очень разные системы образования. Например, одна участница принесла мне свои наброски и спросила: «Что мне с этим делать, как выбрать то, что наиболее удачно?» Я ответила: «Я не знаю, ты же дизайнер, это твоя работа — найти оптимальное решение. Я не собираюсь решать за тебя, что удачно, а что не очень». Она была явно разочарована таким ответом и больше ко мне не подходила. Но остальным мой подход понравился: я даю какие-то советы, подсказываю направления мысли, а дальше все зависит от вас.
— Общий уровень участников вас не разочаровал?
— Нет, ни в коем случае. Что мне особенно понравилось — это то, что многие участники рисовали эскизы от руки. А это очень сложная работа: в Цюрихе, где я живу, никто уже давно не держал в руках кисти, все работают исключительно на компьютерах.
— Но сами вы продолжаете делать эскизы вручную.
— Да. Один из моих самых знаменитых плакатов «Durch die Blume» («Языком цветов») — это ручная работа. Правда, почерк принадлежит не мне, а одному моему старому другу. Этот плакат выглядит очень просто, но, поверьте, мне пришлось сделать очень много набросков перед тем, как получить конечный результат. Зато весь тираж плаката был быстро распродан, и меня до сих пор спрашивают о нем в электронных письмах.
Итоговые работы резиденции плакатного дизайна можно посмотреть на фестивале уличных искусств 13—14 августа в Лядском саду города Казани.