Хайди Хэппи: «Я исполняла йодль, стоя на макете горы»
Егор Антощенко поговорил со сладкоголосой сиреной из кантона Люцерн про ее песенки и про навыки общения со швейцарцами
Сегодня в клубе «Мастерская» в рамках «Дней Люцерна в Москве» выступит Хайди Хэппи — приятная во всех отношениях певица из Швейцарии, играющая негромкий инди-поп с реверансами в сторону кантри и джаза.
— О вас не так много известно. Расскажите, пожалуйста, как стали петь, увлеклись музыкой.
— Обычная история: я выросла в музыкальной семье, мать была певицей с классической выучкой, отец поет в хорах, оба старших брата играли на разных инструментах. В Швейцарии перед тем, как научиться на чем-то играть, надо сперва освоить блок-флейту — ну, и у меня так было. Сперва блок-флейта, потом фортепиано, виолончель. На пианино со мной занималась мама, что, конечно, не было очень хорошей идеей. Пою я, сколько себя помню — мы с мамой предпочитали пение чтению сказок.
— А есть вообще что-то особенное, что отличает швейцарскую музыку от остальной европейской?
— Не думаю. Многие артисты поют на швейцарском немецком, но с точки зрения саунда это обычно звучит как поп-музыка из Великобритании и Штатов. И темы часто те же самые. Мне кажется, это происходит оттого, что в Швейцарии у людей нет таких проблем, которые превращались бы в песни, — вот авторы и берут чужие истории; реальность они передают, к сожалению, недостаточно.
Heidi Happy — «O-O-Oh»
— Вы сначала играли камерный поп-фолк, а потом замахнулись на оркестровую работу «Hiding with the Wolves». Как так получилось?
— На самом деле я всегда хотела написать что-то для оркестра — ну и подумала однажды: «Чего ждать десять лет, возьму и попробую!». Мне помогли перенести музыку на ноты, но аранжировки я делала самостоятельно. У меня было четкое видение, что каждый инструмент должен привнести в аранжировку, — поэтому с придумыванием партий никаких проблем не возникло. Мы сыграли этот альбом с оркестром всего один раз: мне даже петь сложно было, настолько я была поглощена игрой музыкантов. Но найти деньги на тур для целого оркестра сложно, поэтому в итоге мы стали играть эту программу впятером.
— Вы же учились на мультипликатора и видеоартиста? Клипы вы себе сами снимаете?
— Нет, обычно я работаю совместно с моей подругой Кариной Швингрубер — я пишу музыку и для ее короткометражек. Учителя в арт-школе меня в целом хвалили, но отмечали иногда, что мои работы слишком предсказуемые, слишком коммерческие, недостаточно странные. Я уже тогда была по уши занята музыкой и старалась уделять школе меньше внимания. Когда я сдавала диплом, у меня был проект, где я исполняла йодль, стоя на собственноручно построенном макете горы, — и гора издавала эхо этого йодля.
Heidi Happy — «Sarah»
— Почти все ваши клипы кажутся очень простыми, но притягивают внимание. А если бы вам дали большой бюджет — что бы вы сняли?
— Мне нравится работать быстро и четко. Вообще когда мы снимаем, то обычно забываем обо всем — о времени, еде, сне. Мне не кажется, что большие деньги сделали бы клипы лучше. Я, наоборот, люблю изворачиваться и делать интересные вещи, почти не тратя денег.
— Какие пять вещей вы хотели бы узнать о России и какие пять рассказать о Швейцарии?
— О России.
Как будет по-русски «здравствуйте»?
Как будет «спасибо»?
Есть ли способ отказаться от водки, не оскорбив человека?
Что я должна узнать о русских, чего я еще не знаю?
Какой подарок лучше всего привезти из Швейцарии?
О Швейцарии.
Большинство швейцарцев — скромные и сдержанные люди. Поэтому если они молчат — это не оттого, что вы им не нравитесь, они просто боятся сказать что-то не то.
Швейцария действительно так прекрасна, как она выглядит на открытках.
И швейцарский шоколад действительно хорош.
Клише относительно швейцарской точности и внимания к деталям справедливо.
Швейцарцы медленно воспринимают что-то новое. Будьте терпеливы, на самом деле они благожелательны.