После молчания: что слушать на фестивале reMusic?
В Петербурге — десант больших европейских музыкантов. На что успеть?
20—25 мая на различных площадках Санкт-Петербурга — от Концертного зала Мариинского театра до музея «Эрарта» — пройдет фестиваль новой музыки reMusic. В программе: творческие встречи с современными композиторами, открытые репетиции и, разумеется, концерты коллективов из Франции, Италии, США, Эстонии, Швеции, России и Швейцарии. О швейцарских участниках — более подробно.
Дитер Амман
Дитер Амман пришел в мир новой классической музыки из джаза: какое-то время он посещал джазовую школу в Берне, переиграл во многих коллективах, жил в Берлине, выступая в качестве сайдмена и сессионщика. На сочинении собственной музыки он сконцентрировался в возрасте тридцати лет: среди его наставников был польский классик и один из столпов музыкального авангарда XX века Витольд Лютославский. Джаз повлиял на композиторскую манеру Аммана опосредованно: в интервью он признается, что до сих пор недолюбливает ноты, а увлечение серийными техниками сменилось интуитивным подходом к написанию музыки. Композитор отличается перфекционизмом и работает над своими произведениями подолгу — поэтому Аммана сложно назвать плодовитым автором. Тем не менее среди его поклонников — такие титаны авангарда, как Пьер Булез, оркестровавший многие его произведения. Встреча с Амманом пройдет 23 мая в консерватории имени Римского-Корсакова, а произведения его можно будет услышать на концертах Таллинского ансамбля новой музыки и Московского ансамбля современной музыки в «Эрарте» (20 и 22 мая соответственно), а также швейцарского коллектива Mondrian Ensemble в эстонской церкви Яаникирик.
Оскар Бьянки
Швейцарско-итальянский композитор Оскар Бьянки относится к более молодому поколению авторов, но его профайл выглядит не менее впечатляюще. Закончил Миланскую консерваторию, изучал музыкальную информатику в Париже, стажировался в Колумбийском университете, сотрудничал со множеством ансамблей современной музыки по всему миру. Бьянки работает с самой разной формой — от скрипичных квартетов до сочинений для сопрано, танцовщика и актера, но особое внимание уделяет кантате и опере. Собственно, и основную известность ему принесла опера «Благодаря моим глазам», поставленная нашумевшим французским драматургом Жоэлем Помра, — драматичная история об известном комическом актере, который навязывает сценическую карьеру своему сыну. На фестивале, однако, прозвучит другое известное сочинение Бьянки — 22 мая в «Эрарте» в исполнении Московского ансамбля современной музыки прозвучит экспрессивная композиция «Primordia Rerum», получившая в 2005 году приз на престижном конкурсе молодых композиторов Gaudeamus. Задать композитору интересующие вопросы можно будет за день до этого — на творческой встрече в консерватории.
Mondrian Ensemble
Ансамбль, образованный в 2000 году, видит свою миссию в том, чтобы проложить мост между канонической классикой и новой музыкой, — его репертуар историческими рамками не ограничен и включает в себя произведения композиторов в диапазоне от Иоганна Себастьяна Баха до Джона Кейджа. Вскоре после своего основания Mondrian Ensemble выиграл престижный швейцарский конкурс Nicati Competition в номинации «Интерпретация современной музыки». С тех пор он поработал со множеством современных композиторов и на сегодняшний день играет важную роль в популяризации швейцарской новой музыки. Одним из наиболее часто исполняемых авторов для ансамбля является именно Дитер Амман — его сочинение «Gehörte Form — Hommages» коллектив сыграл около сорока раз. На фестивале reMusic без его музыки программа тоже не обойдется — исполнят лаконичную пьесу «Apres Les Silence» для фортепиано, скрипки и виолончели.
Томас Корбер и Илья Белоруков
Швейцарец Томас Корбер известен в узких кругах как исследователь звуковых возможностей и неутомимый электроакустический импровизатор, однако его каталог не ограничивается экспериментальной музыкой: в 90-е он играл в рок-группе acid.lactiq. А после ее распада стал записывать свой материал: сперва статические шумовые композиции, затем вещи, вдохновленные musique concrete. Если его сольные работы обычно тщательно продуманы и концептуальны, к коллаборациям он подходит иначе — подстраивает свой музыкальный язык исходя из контекста. Концерт в пространстве «Ткачи» 22 мая начнется с сольной импровизации Корбера с задействованием электрогитары (звуки из которой он извлекает самыми неожиданными способами) и широких возможностей звукового синтеза. А продолжится совместной импровизацией с Ильей Белоруковым — петербургским саксофонистом и руководителем лейбла Intonema, прекрасно известным на европейской сцене импровизационной музыки.
И не только
Помимо швейцарцев в программе фестиваля стоит обратить внимание на концерт нью-йоркского Talea Ensemble — одного из самых активных коллективов, исполняющих новую музыку в США, выступавшего на самых разных площадках, от Линкольн-центра до старейшего Newport Jazz Festival. Другим титулованным участником станет берлинский ensemble mosaik, существующий более 15 лет и получивший известность далеко за пределами Германии, — в числе прочего они представят премьеру композиции художественного руководителя reMusic композитора Мехди Хосейни «Inertia II» для гобоя, скрипичного трио, фортепиано и электроники.
Расписание фестиваля полностью вот здесь