6 марта 2020Театр
166

Театр-театр

Алена Карась о «Чайке» Оскараса Коршуноваса в МХТ

текст: Алена Карась
Detailed_picture© Александр Иванишин / МХТ им. А.П. Чехова

Оскарас Коршуновас поставил «Чайку» в год 160-летнего юбилея Чехова в театре со знаменитым занавесом. Худрук МХТ Сергей Женовач дал знаменитому литовскому режиссеру полный карт-бланш, попросив лишь не идти наперекор тексту. Собственно, этого Коршуновас никогда и не делал. С тех пор как в 1990 году он поставил «Елизавету Бам» Хармса и стал самым молодым лауреатом Эдинбургского фестиваля, ему по-прежнему интересна таинственная связь искусства и жизни, через какой бы текст она ни проступала.

В нынешней «Чайке» граница театра и жизни пролегла совсем в другом месте, нежели в 2014 году, когда Коршуновас впервые ставил в своем собственном вильнюсском театре чеховскую пьесу. Там действие происходило в одном со зрителями пространстве — по сути, в комнате, где и разыгрывались мучительные вопросы о новаторстве и рутинерстве, о театре, предсказывающем жизнь.

© Александр Иванишин / МХТ им. А.П. Чехова

Здесь, конечно, другое. В МХТ царит общество спектакля — и в зале, и на сцене. Спектакль, собственно, не начинается и не кончается. Еще только входя в зрительный зал, мы оказываемся под натиском шоу: роскошная в своей брутальности Дарья Мороз — Аркадина бодро торопит партнеров, заигрывая со звездой и нынешним премьером мхатовской труппы Игорем Верником — Тригориным, пока другая звезда Светлана Устинова — Маша помогает зрителям найти свое место в зале. Молодой артист Кузьма Котрелев — Костя Треплев снимает видеокамерой все это веселое возбуждение партера, отправляя образы на экран над сценой, но фокус его объектива — на футуристической длинноногой диве Паулине Андреевой — Нине.

Нам не дают забыть о реальной жизни этих актеров и актрис, растиражированной в соцсетях и других медиа, и вот уже Дарья Мороз провоцирует зрительскую активность — мол, фотографируйте для Инстаграма сейчас, потом нельзя будет. Нам не дают забыть и о самих себе, жаждущих зрелищ, отраженных в видеопроекции по ту сторону сцены в обрамлении шехтелевского модерна (изысканная работа видеохудожника Артиса Дзерве).

Коршуновас исследует не только и даже не столько театр как таковой, сколько театр нашей жизни, в котором дети, точно в комедии дель арте, наследуют родовые маски семьи.

Мы развлекаемся в гибридном театре, о недавнем прошлом и настоящем которого нам тоже не дают забыть: то пролог похож чем-то на начало спектаклей Богомолова, то отчетливо дают разглядеть знаменитую чайку на занавесе. И, когда исполненный непередаваемого шарма Станислав Любшин — Сорин сообщает, что женщины его никогда… не любили, коротко удерживая цезуру перед отрицанием «не», оказывается, спектакль уже идет вовсю.

Камера услужливо показывает нам, как скачет на лошади по Камергерскому переулку и быстро пробегает по историческому фойе театра Нина-Паулина. Бравурный пролог спектакля о приключениях чеховской «Чайки» перетекает в спектакль Кости о Мировой душе. Деревянные подмостки у правой кулисы перпендикулярно стекают к рампе, как плаха. На них взлетает Нина, отбросив красный занавес, в эффектном серебристом костюме из фантастического фильма. Брутальная боевая дива новых времен, а не усадебная дикарка, она бросается в бой за свое будущее без всякого смущения. Там, за озером, которое теперь мы видим за окном на огромной видеопроекции, — ее дом, где ее не понимают и, кажется, не любят. Это дает юной жизни дурное, травматическое начало, из которого выйдут надрывный роман и смерть ребенка, но, кажется, карьера будет — уж слишком жесткое и прямое усилие у этой деревенской девочки.

© Александр Иванишин / МХТ им. А.П. Чехова

Влюбленный в нее режиссер, придумавший совсем не деревенскую инсталляцию о Мировой душе (хорошие видеодизайн, костюм — да и концепт), тоже страдает от детских травм. Аркадина, истеричная, как все актрисы, но научившаяся скрывать это под маской бравурной брутальности, сделала и сына истериком. Дарья Мороз рассказывала в интервью, что извлекала из своей жизни приметы этого вечного театра-театра.

Спектакль-мышеловка, придуманный Костей, и впрямь становится плахой, красной меткой судьбы, определяет жизненные начала и концы. Но Коршуновас исследует не только и даже не столько театр как таковой (так, кажется, было в его первой «Чайке»), сколько театр нашей жизни, в котором дети, точно в комедии дель арте, наследуют родовые маски семьи. Мы узнаем эти роковые и фатальные пары: Треплев, подобно отцу, киевскому мещанину и неудачнику, терпит фиаско; его любит Маша, которую он с материнской жестокостью отталкивает, но и мать любит того, кто ее не любит. Их сцена, повторяющая сцену в спальне Гертруды, поставлена откровенно фрейдистски: сын в истерике падает на мать и так и лежит в ее объятиях сверху, пока все остальные смущенно отводят взгляды.

© Александр Иванишин / МХТ им. А.П. Чехова

В этом прозрачном, приятном для глаз современном пространстве с легкими складными стульями и огромным светлым окном жизнь выставлена напоказ, ее видно и слышно отовсюду. Да и колдовское озеро, чей вид за огромным окном столь манящ, — только видеопроекция. За окном и перед озером можно пройтись, но поплавать нельзя.

В этом театре глубина есть только у чуть потерянного, но эпически спокойного старика Сорина (Любшина) — ну и в деревянных подмостках, врезавшихся с одной стороны в экран озера, с другой — в линию рампы. Все остальные — плоть от плоти той плоской поверхности жизни, которая подобна глади компьютерного озера.

У отчаянно влюбленной в Треплева Маши меньше гротескной навязчивости, но такая же предопределенность жизненного выбора, что и у матери. Полина Андреевна — Евгения Добровольская во время Костиного спектакля склоняет голову то к одноклеточному грубияну Шамраеву — Евгению Сытому, то к доктору Дорну, на котором все время жадно виснет.

© Александр Иванишин / МХТ им. А.П. Чехова

Маше повиснуть не удается — пока. Но потом — кто знает… Судьбы фатально определены, и в этой «Чайке» Костя, кажется, не умрет, но, как и Нина, будет играть тот спектакль, который уже и так играется. Финал, где доктор Дорн говорит, что Константин Гаврилович застрелился, здесь ликвидирован. Звук, похожий на выстрел, — еще отнюдь не констатация смерти.

Констатацией смерти, возможно, был красный занавес над деревянной сценой-плахой, которым как-то жалко и кокетливо махал Тригорин — Верник.

Отчего-то именно этот образ внезапным уколом боли остается в памяти сильнее всего. Все остальное растворяется в блестящей поверхности спектакля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247236
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413888
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418434
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423621
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425223