11 марта 2016Театр
100

Актриса в окне

Театральный рассказ Саши Денисовой: часть первая

текст: Саша Денисова
Detailed_picture© Stuart Marshall

COLTA.RU представляет премьеру колонки шеф-драматурга Центра имени Мейерхольда, лауреата «Золотой маски» и экс-колумниста «Русского репортера» Саши Денисовой о морфологии театра.

Дождь омыл Москву в конце февраля.

«Омыл», впрочем, глагол неточный: строго говоря, он Москву окончательно испачкал. Снег еще лежал залысинами на газонах, средь грязных сугробов и голых ветвей брели, как персонажи Брейгеля, граждане, неотложные дела влекли их по Третьему транспортному кольцу, в лужах цвета какао медленно плыли машины, шло это нескончаемое московское время года, именуемое «театральный сезон». Время это безнадежно, бессолнечно, бесконечно, бесчеловечно, серо, непроглядно, начинается оно в сентябре и заканчивается в мае, оно прекрасно одним — театром. В одном из этих храмов искусства, а строго говоря, ГБУКов, то есть государственных бюджетных учреждений культуры, я и провожу жизнь. Театральный роман написать все некогда — пусть будет хотя бы театральный рассказ.

— Жизнь моя состоит из репетиций и подготовки к ним, — с горечью самоотречения говорил режиссер Х. И как он был прав! Правда, в его случае до премьеры ни разу не доходило.

Я шла на первую репетицию с декорацией. Это всегда волнующий момент. Как она, декорация? Все ли так? Декорацию устанавливали торжественно, как новогоднюю елку областного масштаба. Все было так! В каждом углу сцены шла материальная работа — и, в отличие от некоторых репетиций, абсолютно созидательная. Душа моя пела от этого созидания. Как вдруг затуманенный восторгом глаз зафиксировал окно. С окном было что-то не так. В этом окне должна была танцевать «Жизель» актриса Х… Танец Жизели был отрепетирован: на него ушли недели жизни.

И теперь окно подводило нас под монастырь. Оно было сконструировано так, что в нем нельзя было танцевать «Жизель». Вспомнились строки поэта: «Зажегся свет. Мелькнула тень в окне»… Так вот: в нашем окне нельзя было даже мелькнуть.

— А ну-ка, мелькни! — приказала я актеру Л.

Окно было такой глубины, что при всех отчаянных попытках мелькнуть актера Л. не было видно ни в каком ракурсе.

А ведь на репетицию уже ехала актриса Х. И ясно было — не пройдет окно госприемку. Посовещавшись с художником, я скомандовала:

— Пилите другое окно!

На перепил окна должно было уйти некоторое время. И тут позвонила актриса Х.

— Я тут это… опоздаю, — сказала она. — Не могу найти ключи от машины.

— А ты не спеши! — внезапно ласково сказала я. — Поищи их хорошенечко, зачем нам нервы перед премьерой!

Свежевыпиленное окно стояло в декорации к приезду актрисы.

Актриса Х. вошла на сцену осторожно, как коп при захвате важного преступника. Для приличия скользнула взглядом по всей декорации, но осталась к ней равнодушной. Ее волновало одно. Хищно бросившись к окну и помелькав в нем, актриса нашла недочет.

— Позвольте! А почему стенка такая узкая? Я же тут прячусь! У меня вся сцена на этом построена! На том, что я прячусь за стенкой, а теперь меня видно! — накалялась актриса, осматривая боковой элемент окна.

«Видела бы ты, голуба душа, что тут было час назад!» — весело подумала я и занялась другим, оставив художника расхлебывать этот диалог. Иногда из их угла доносилось:

— Я двадцать лет на сцене! Это безобразие! Меня же видно, видно! Слева стенка узкая! А я говорю, узкая! Я отказываюсь репетировать танец Жизели! Снимайте его! А я говорю, снимайте.

Окно достроили — что-то подтянули, подогнали, подперли.

— Я не понимаю, как можно делать декорацию, не посоветовавшись с актрисой… — оскорбленно подытожила актриса.

Актрисы… Актрисы — это боевой авангард театра, эскадрилья истребителей пятого поколения, эфемерные цветы, способные отравить, съесть, удушить, но и завянуть или сломаться. Актрисы — это тонко, но крепко организованный вид человечества. Если вы не посоветовались с актрисой — по поводу декорации, по поводу ее роли, да и всех ролей в пьесе, пьесы, решения всей пьесы и каждой роли в частности, а также мироздания в целом — дело плохо. Не нашли общий язык, не укротили, не приручили, не полюбили… Потому что если полюбить актрису — и она, она ведь тоже полюбит в ответ. Ворчать, конечно, не перестанет.

Тут как Маленький принц и Роза. Поливать и колоться.

Актрисы — вот где предмет изучения, вот где страсть, где полет, где нежность, где ненависть, где слезы, где колючки и лепестки! Это женственность — помноженная, ускоренная, концентрированная и — рассеивающаяся. Вот думаешь — было, было же! Все видели, все свидетели! Клокотало, горело, жило, билось, переливалось! И все, в момент погасло — спектакль кончился, поклонники рассосались, праздничная колбаса съедена, грим стерла, тюльпаны запихнула в пакет, пальто надела, спину сгорбила, почесала домой. Где шпильки, где кудельки, где фарфор щек? Все, до следующего раза — привет.

Актрисы! Блестки и мишура, огонь и кинжал, величие и сколиоз, жадность и великодушие, ворчливость и сияние, коварство и беззащитность. Две мои актрисы, сходив на мой спектакль с двумя другими актрисами, единодушно сказали: это же я должна была это играть! Это мой персонаж!

— Какой именно? — изумилась я.

Одному персонажу было 50 лет, а второму 25. Две мои актрисы явно находились в промежуточном возрасте. Но это их не смущало. Им хотелось играть.

Актрисам хочется играть. Мелькать в окне. Эта страсть движет ими — и вот они обволакивают режиссеров и выжигают каленым железом соперниц.

— Какие еще составы? Я режиссеру так и сказала — либо я, либо она. Мне не нравится, как она играет мою роль! И сидит еще смотрит, как я играю!

Мысленно я говорю, что роль была, строго говоря, не только «моя»…

— Конечно, у нее главная роль, а у меня так. Не роль, а огрызок. Роль слепила из того, что было. Хотя ничего и не было. Не понимаю твоего увлечения молодежью. Разве молодость — это хорошо для актрисы? Взять хотя бы Мэрил Стрип…

Мысленно я говорю, что и в молодости Мэрил Стрип тоже была…

— Что умеет молодая актриса? Да ничего! Обаяние юности? Румянчик на щеках? Ни души, ни внутреннего содержания. Я бы сыграла эту роль гораздо лучше — несмотря на то, что мне не двадцать! А выгляжу я как раз — на двадцать!

Мысленно я говорю, что этот спектакль — о поколении двадцатилетних, а не о тех, кто выглядит на двадцать!

Главное — молчать. А с другой стороны, кто, кто еще способен так восхитительно обольщать?

Когда чужие, посторонние актрисы где-нибудь на гастролях — в берлинском баре или уральском аэропорту — вдруг признавали во мне театрального деятеля, я чувствовала себя холостым миллиардером. О, эта улыбка, колокольчик голоса, вежливость, хлопоты! А ведь пока не представили — сидела как мешок с картошкой.

Играть. Мелькать в окне. Как призрачная фея, как сильфида.

Однажды в сумерках московского двора, у мастерской художника одна актриса так выразительно сказала мне «Здравствуйте, Саша!», что я даже перестала пить вино. Меня стало беспокоить, кто эта сумеречная фея. Я спросила — и уже через год сделала спектакль с ней. Актрисы, феи, сильфиды! А за что винить? Да, выразительны. А все ужасная зависимость их профессии — быть на виду, начеку, наготове! Нравиться, подмигивать, выразительно выражать готовность. Тут ходишь себе с мрачным лицом — и никому ничего не должен.

А они ведь ждут ролей. Они хотят играть. Мелькать в окне.

Но у кого еще столько достоинства, как не у актрис? У какого биологического вида? У львов, антилоп, рогатых оленей?

Обнаружив разбитый флакон с ядом, актриса расплакалась. Бутафорский флакон, реквизит, прости господи! Купят! Во мраке сцены она оплакивала флакон как жизнь. Кто еще способен на такие чувства?

— Как я могу выходить на сцену и играть, что у меня сын умер, когда за сценой не мыт туалет! — через некоторое время громыхала она же. — Позвольте! Почему не мыт туалет!

И действительно — как? Ведь выходят и играют — блестки и мишура, сияние и порхание…

Если бы я была мужчиной, то все состояние — если бы оно у меня тоже было — изводила бы на актрис. Но я извожу на них лишь свое время и нервы. И вот не жалко, не жалко, вообразите! Когда смотришь на сцену, думаешь: а как же я мог хотеть вчера прибить ее тапком — этого мотылька, эту сильфиду?

— Вы аккуратнее присягайте в верности! — советую я молодой актрисе, которая, как сенбернар, выражает свою готовность играть в любых обстоятельствах.

«А ведь отравят, — думаю я. — Подсыплют толченого стекла и не дрогнут. А не дрогнумши, пойдут танцевать в “Дом 12”. Хохоча! Сильфиды, гарпии!»

— В этом платье у меня живот! — говорит актриса Х. — И руки полные!

— Платье должно помогать играть, — отказывается играть в назначенном платье актриса N. — А если оно не помогает, а просто важно художнику по костюмам какой-то там краской…

Зачем они так борются — за реплику, окно, костюм?

Народная артистка А. отмечала 60-летие работы в театре. Ее беспокоило нарисованное платье в фойе.

— Нет, ну ты понимаешь, меня нарисовали с каким-то воротником, я такого никогда не носила! Я требую, чтобы нарисовали с маленьким! Тре-бу-ю! — актриса выразительно постучала палкой по сцене.

— Это очень красиво, Галина Александровна, — миролюбиво сказала я. — Воротник этот очень освежает.

— Думаешь? — задумалась актриса. — Ну ладно, пойди еще посмотри, потом скажешь.

— Нет, ты видела? — в другой раз ее волновал фотопортрет. — Повесили мое фото, вот такое огромное! Я требую, чтобы его сняли немедленно! Тре-бу-ю! Нет, ну ты понимаешь? И почему сцена грязная, вся в земле?

— Это у режиссера К. спектакль с землей.

— Так, бог с ней, с землей! Хотя тоже взяли моду. Где это видано, чтобы сцена была грязная? Ну ты видела портрет?

— Это очень красивый портрет, Галина Александровна!

— Думаешь? Нет, мне он лично нравится, ты понимаешь, но зачем такой огромный! Пойди еще раз посмотри! И потом мне скажешь!

Иногда она звонила.

— Так, я знаю, что ты пишешь фолианты, но я на минутку. Хочу спросить как женщина женщину — в чем я буду на банкете?

— Галина Александровна, в вечернем платье, конечно же.

— Ну хорошо, но скажи всем, чтобы все были в платьях, а то я буду как ворона. Я должна бежать в Бахрушинский выступать, а упала — не заметила бревно у подъезда. Надо ехать в травмпункт, а поеду выступать. Вот жизнь!

Мне повезло говорить с легендой Маяковки, народной артисткой Татьяной Карповой, которой недавно исполнилось сто лет. Тогда я кое-что поняла про актрис. Зачем они такие? Зачем ворчат? Зачем требуют? Зачем плачут?

— Она на коляске, — предупредила завтруппой. — Сломала ногу, играть хотела, думала, после операции будет как новенькая, — и все, инвалидная коляска.

Карпова живет в ведомственном доме; старинная мебель из палисандра, статуэтки, круглый стол, зеленая лампа, чай из сервизных чашек.

Татьяна Михайловна выглядит прекрасно — черный джемпер, жемчуг. С 1916 года, года ее рождения, прошел век.

— Мы харьковские. С моей подругой Зиной маханули в Москву. Приехали мы куда? Конечно, главным образом во МХАТ. Мы сидим, значит, во МХАТе в проходной. Выходит Орлов, народный артист, и говорит: «Девочки, вы чего здесь сидите?» Мы говорим: «Да мы ждем Станиславского». А он говорит: «Станиславского? А Станиславского нет». Тогда мы подумали — да хай будет Немирович-Данченко. И он говорит: «Нет, вы поезжайте во второй МХАТ, там Берсенев, очень хороший режиссер». Все, и мы поперлись с ней. Но уже начало было занятий, и он сказал: «Я вас возьму. Но только у меня нет места. Вы в Министерство пойдите культуры, пусть разрешат еще нам два места». И мы поперли, конечно, к кому? К министру. Он сказал: «Я ничего для вас сделать не могу». Мы говорим: «Так шо ж вы убиваете таланты! Я же играть хочу!»

Это неистребимое желание играть — лейтмотив всей жизни.

— Мы играли спектакль «Весна в Москве». И объявили тревогу. Бомбят, а мы играем.

Охлопков ставил «Молодую гвардию» с примой театра, Марией Бабановой, в роли Любки Шевцовой, но перед премьерой Бабанова потеряла голос, и молоденькая Карпова должна была заменить свою учительницу. Когда спектакль был номинирован на Сталинскую премию, премию дали Карповой.

Бабанова ученице своей не простила: не разговаривала много лет. А чем она еще могла отомстить — только лишить себя. Бедные колючие беззащитные розы! Карпова пришла к ней уже только на похороны.

Казалось бы, ну что там, господи, — роль! А вот нет: Роль. Костюм. Окно. Жизнь.

— Недавно я, значит, на коляске приехала в театр, пошла на сцену на ходунках — сцена пустая, в зрительном зале никого. И я протянула руки, как будто бы там зрители — как я люблю вас, я еще буду с вами. В общем, мне стало так хорошо. Без театра жить невозможно — все еще играть хочу!

Играть. Мелькать в окне. Как призрачная фея, как сильфида.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244807
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411688
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416602
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421820
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423475