13 июня 2018Colta Specials
147

Правда большая и маленькая

Анна Наринская о «Деле Собчака»

текст: Анна Наринская
Detailed_picture© ЦДК

Если совсем кратко, то фильм «Дело Собчака» рассказывает о заговоре, который несколько весьма малоприятных людей из ближнего окружения президента Ельцина устроили против Анатолия Собчака — убежденного политика-демократа и в принципе независимого человека. О безобразной травле и приближавшемся несправедливом аресте. И о том, как его бывший помощник и друг Владимир Путин (на тот момент недавно переехавший в Москву из Питера заместитель руководителя администрации президента) ценой возможной потери карьеры спас своего бывшего руководителя, организовав ему отъезд во Францию.

Это факты. Они известны, они были многими изложены и подтверждены и раньше, а здесь для рассказа о них собраны люди, которых мы и не чаяли видеть дающими интервью для независимого документального кино, — от нынешнего руководителя Росгвардии Виктора Золотова до самого Владимира Путина. Их «показания» дополняют друг друга, а имеющиеся разночтения, «варианты», свидетельствуют лишь о многообразности, «расемонистости» памяти в принципе.

© ЦДК

Так что перед нами фильм, про который можно сказать, что он рассказывает о событии правду. И именно это делает его наглядным примером для разговора о проблеме почти литературной, но жизненно важной для существования в России сегодня.

Вопрос вот в чем: что делать, когда правда «точечная» противостоит «большой» правде? Не противоречит в деталях, а именно противостоит? Меняется ли правда факта, правдиво описанное событие, от правды контекста? И как, заявляя эту «точечную» правду, надо проявлять контекст, чтобы сказанное в общем не оказалось все-таки неправдой?

© ЦДК

Вот в этом конкретном случае с организацией спасения Анатолия Собчака получилось так, что поведение «по понятиям» совпало с поведением благородным. И фильм «Дело Собчака» дает возможность тем, кто был свидетелем события, знал, что происходило, изнутри, — например, Анатолию Чубайсу или Валентину Юмашеву — в подробностях поговорить об этом. Много раз повторить правдивые слова о том, что Владимир Путин действительно рисковал ради бывшего любимого начальника, выступив против тогда еще могущественных Коржакова и Барсукова. А сам Путин может много раз эмоционально повторить (ну, в той степени, в которой может быть эмоционален человек со столь неподвижным лицом), как он ненавидит предательство, как ценит лояльность, причем эти слова здесь выглядят не цитатой из фильма про мафию, а человеческим, наполненным воспоминаниями признанием.

В интерпретации авторов фильма, поддержанной в нем репликами нескольких экспертов, именно эта история (подорвавшая здоровье Анатолия Собчака — он умер в феврале 2000-го, через три дня после того, как стал доверенным лицом кандидата в президенты Путина В.В.) показала нашему нынешнему бессменному правителю, к чему приводит ситуация «незакрученных гаек» и вообще незарегулированности. Так что он шаг за шагом стал продвигаться к полной «закрутке».

© ЦДК

Легко можно представить себе историка или политолога, который — помня истории первых лет путинского президентства — станет спорить с этим предположением, но дело не в этом. Дело в том, чтó авторы фильма противопоставляют конструкции «благородный и смелый поступок В.В. Путина, спасающего своего учителя и друга». Что? Ну снятый недавно план президентского кортежа, проезжающего по совершенно пустым улицам, смонтированный встык с бурлящими протестными площадями девяностых (вообще действие образа «президентский кортеж на пустой улице» как-то страшно переоценено документалистами). Ну замечает Ксения Собчак в закадровом тексте, что в то время, когда ее отец выигрывал в судах дела о клевете, честный человек еще мог выиграть в суде. Ну говорит Людмила Нарусова, что, живи Анатолий Собчак сегодня, ему было бы тяжело. Все это — какие-то намеки для сочувствующих, приветы тем, кто «думает как мы», это осознанная (я уверена, что осознанная) неполнота сообщения, позволяющая этому высказыванию работать на любого, кто хочет его применить. В итоге для меньшинства (мы же прекрасно знаем, что мы в меньшинстве, чего душой кривить), которое считает нынешнюю ситуацию ужасной, это фильм о том, как коррупция и непрозрачность, сопутствовавшие свободе девяностых, привели вот к этой вот ужасной ситуации. А для большинства это фильм о том, как наш благородный президент душу положил за друга, на которого нападали типичные для девяностых коррупционеры, приближенные тогдашней властью, а что там одинокий кортеж по улице проезжает — так это ж красиво, мы так любим.

Мы все (то есть, чтобы быть точной, наше меньшинство, к которому вроде бы причисляют себя авторы фильма) давно повторяем, что в России наступило время прямого высказывания. И при этом уходим от него все дальше и дальше.

Рецензию Алены Солнцевой на фильм «Дело Собчака» читайте здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244549
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411427
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416390
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421563
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423250