15 ноября 2016Colta Specials
88

Михаил Зыгарь: «Мы делаем источники максимально сексуальными»

Главный редактор открывшегося вчера сайта «1917. Свободная история» о своем проекте

текст: Сергей Сдобнов
Detailed_picture© «1917. Свободная история»

14 ноября в Музее Отечественной войны 1812 года прошла пресс-конференция, посвященная запуску проекта «1917. Свободная история» — документальной соцсети, которую предлагается смотреть целый год как сериал. COLTA.RU поговорила с автором проекта Михаилом Зыгарем о том, как устроен «1917».

— Каждый день пользователей проекта «1917» ожидают новости из 1917 года. Как соотносятся информационная повестка революционной России и «новости» 2016 года?

— Мы хотим создать законченный мир, за которым человек может наблюдать изнутри. Каждый день вы сможете узнавать о погоде, финансовых котировках, культурной жизни.

Я не знаю, как это психологически встроится в картину мира современного человека. Мне бы хотелось, чтобы сработал механизм залипания, который включается, когда человек просматривает ленты Facebook — новости про друзей или известных людей. Отчасти это еще и попытка построить целый ресурс по принципу социальной сети. Например, «ВКонтакте» дает нам доступ к той аудитории, к которой никто сегодня другими способами уже не доберется. Моя 12-летняя племянница спрашивает меня о законе Яровой: «Я правильно понимаю, что они хотят читать мою переписку “ВКонтакте”?» Возможно, впервые в истории человек в 12 лет, еще не зная слова «Путин», из другой вселенной, задумывается о своих правах на личную информацию. Политика уже касается его права переписки в социальных сетях. «ВКонтакте» — это доступ к аудитории, которая не читает в принципе, не читает традиционные медиа. Процесс потребления информации из «ВКонтакте» — это не чтение, это скорее интересное потребление. Перевод исторических источников на язык «ВКонтакте» — это важный шаг в коммуникации между знанием и пользователем. Люди привыкли к социальным сетям, это часть их жизни. Я надеюсь, что теперь миллионы подростков будут видеть в своих лентах не только певицу Нюшу, но и Ахматову, Станиславского, Блока.

Все наши герои знакомы пользователям, это не подключение к новому и неизвестному миру, мы знаем их из детства и помним, как выглядят некоторые из действующих лиц 1917 года. Мы хотим активировать у читателей механизмы эмоциональной привязанности к материалу. На самом деле мы ведь не знаем историю, мы знаем несколько фактов из жизни трех персонажей; мы знаем, что случилось с Николаем II, Лениным, про Троцкого почти никто ничего не знает, все помнят только про ледоруб, а его ключевая роль в 1917 году пока остается неизвестной. Мы хотим, чтобы публика удивилась — творцы русской культуры ходили по одним и тем же улицам в одно и то же время. В нашем проекте мы собрали тех, кто менял время и создавал историю каждым своим шагом.

— Сейчас самая актуальная форма поглощения истории — сериал. Думаю, это увлечение досталось нам от родителей: еще в 90-х мы ругали сериалы, которые смотрели родители по телевизору, а теперь мы сами увлечены сериалами, пусть и другими. Похож ли ваш проект на «Игру престолов»?

— Концепция этого сериала мне близка: подход к истории через человека. Все люди в каких-то моментах одинаковые, обладают одинаковыми чертами характерами, совершают ошибки. Любой процесс — сумма желаний, поступков и ошибок простых людей.

— Сейчас медиапроекты (например, «Арзамас») примеряют форматы современных медиа к историческому контенту в стиле «Что пили декабристы?». В «1917» мы сталкиваемся с сериалом, который зритель смотрит. Пользователь может спросить Николая II, но тот может не ответить. Получается социальная сеть с ограниченной перформативностью?

— Николай II, кстати, в какой-то момент за все ответит. Но меньше спойлеров. Мне кажется, зритель ни в одном из произведений искусства не может повлиять на исход. Даже в перформативном театре можно выбирать лишь линию поведения. Наши пользователи могут повлиять своим нелинейным поведением, у нас нет заранее заданной последовательности поступков: хотите — следите за одной линией, хотите — за всеми, можно читать от последнего к первому, можно следить за сюжетом, следить по дням. Максимальная свобода передвижения и навигации по 1917 году! Переписать сюжет, чтобы Распутина не убили или Николай II не отрекался от престола? Мы и не хотим этого, это за пределами нашего проекта и художественной культуры.

© «1917. Свободная история»

— Для вас «1917» — синтетический арт-проект? Есть ли в нем место для критики — форматов, ситуации в истории и медиаобразовании?

— Мне рано делать такие выводы. Хотелось бы, чтобы такой жанр устаканился и возник, мы придумали жанр без названия, но он должен существовать, потому что стандартные жанры для передачи информации, особенно исторической, не учитывают развития технологий. Технологии намного опередили контент. Люди по-другому воспринимают информацию. Пора подтянуть контент до технологий. Например, жанр лекций со времен Древней Греции мало изменился. Даже если мы снимаем лекцию на айфон и передаем через YouTube. Мы же хотим сделать информацию более привлекательной для современного читателя.

— 1917-й — это время, когда публичная сфера, политическое измерение работали со страшной силой. Сегодня у нас, возможно, нет и тени этого измерения. Есть ли политическая повестка у проекта «1917»?

— Ни у кого из нас нет планов каким-то образом политизировать проект, потому что это противоречит жанру. «1917» — события, которые произошли сто лет назад. Тут нет интервенции со стороны комментатора, тут не появятся умные дяди и тети, которые будут объяснять, что и как устроено и какое мнение верное. Мы делаем источники максимально сексуальными. Мы окружаем человека источниками, чтобы он мог их разглядывать, притрагиваться к ним. Мы против интерпретации. Источник сегодня должен быть не только доступным, но и интересным.

— А что вы ожидаете от запуска такого сексуального жанра?

— Мы совершим революцию! В этом жанре появится море проектов!

— Давайте уточним критерии жанра.

— Документальность, real time, погружение в атмосферу, свободное плавание пользователя в материале, фотографии, видео — все оформление доступно и знакомо современному пользователю. Мы ведь хотим воссоздать в деталях мир 1917 года. Мне хочется, чтобы посетитель сайта почувствовал, что герои 1917 года приходят к нему. Все то же самое: пользователь привык видеть на главной странице Яндекса погоду, курсы валют и театральную афишу, и на сайте «1917» он увидит эти же маркеры, мир, к которому он привык. Люди не изменились, перед нами не персонажи с песьими головами, живущие только в учебниках истории; нет, это люди, которые живут рядом с нами.

© «1917. Свободная история»

— А не будет ли такой ситуации: пользователи так увлекутся, заиграются 1917 годом, что забудут о том, где и когда они живут?

— Я считаю, если люди, которые до того ушли в компьютерные игры или Facebook, отовсюду выйдут и уйдут в историю — то это будет самый безопасный эскапизм, какой можно придумать.

— Ваша цель — изменить представление об истории. Как на такой проект могут отреагировать другие модераторы истории сегодня? Вы же видели, что висит в вагонах метро?

— Я не верю, что много людей считают себя злодеями; скорее, почти все люди считают себя правыми. Все в каком-то смысле стоят за правду, все адекватные историки верят, что правда должна восторжествовать. Они выступают за источники, и чем больше людей узнает об истории, тем лучше. У нас множество персонажей с разными точками зрения. Некоторые мнения меня беспокоят, некоторые точки зрения по нашим временам возмутительны! Но говорят источники, и я не верю в осознанную злую волю, которая может им помешать.

— Все создатели проекта ничего в нем не говорят, не советуют, словно вы создали мир и удалились. Вы исключаете совет как опцию; получается, публичные высказывания в этом проекте делают только мертвые, вы возвращаете им голоса, а сами устраняетесь. Как такой подход соотносится с ожиданиями человека, который часто нуждается в гидах и проводниках?

— Мне кажется, не стоит преувеличивать степень человеческой несамостоятельности. Люди пользуются советами, но им интересна скорее внутренняя убежденность, чем жесткое напутствие. Как правило, большинство людей не любят, когда им что-то впаривают, они чувствуют фальшь и начинают сопротивляться.

Они хотят совета изнутри; когда перед тобой мнения известных героев, тебе проще сориентироваться, мы там не нужны.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244718
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411608
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416527
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421751
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423412