30 октября 2013Общество
270

Похитители сабинянок

Евгения Пищикова поговорила с двумя русскими женщинами, которые полюбили таджика и узбека

текст: Евгения Пищикова
Detailed_picture© Денис Синяков

«Я такая старая, что помню еще, как женщины гордились своими мужьями-грузинами» — так печально откомментировала всю эту нынешнюю погромно-депортационную волну, всю эту «гулкую ноту национального самообожания» моя подруга по Фейсбуку, женщина большой тонкости.

У нелюбви к инородцам есть ведь и еще одна сторона — ревностная, с чувственной подкладкой. Всякий пришелец нехорош не только потому, что хочет чужого жизненного пространства и чужой работы и является со своим образом жизни, но еще и потому, что является со своим постельным укладом и ищет любви.

Четыре миграционные волны наплывали на Москву с конца восьмидесятых годов (грузинско-армянская, азербайджанская, северокавказская и, наконец, среднеазиатская); и раз за разом московские сабинянки обсуждали в своих спальнях русских мужчин с чужаками. Измена.

Посреди всех историй нелюбви (аргументированной и даже извинительной нелюбви), записанных и прочитанных в последние дни, я услышала две истории любви. Без них какая полнота картины?

Рассказывает Ира, 38 лет; ее другу, Хилолидинджону, 20 лет. Он таджик

— Первый год русского вообще не знал. Когда уже начал разговаривать, говорил о себе в женском роде: «я поехала на работу», «я купила». Мы угорали над ним, а он мне: «Ну ты же так говоришь?» Это он потому, что я его языку учила, потому что он женский язык слушал. А раньше я думала: это у них акцент, что ли, такой. В магазине мне продавщица говорит: «Давай скорей. Я тебе уже все пробил, все в пакет сложил!» — я прежде тоже ржала, а теперь думаю: может, ее мужик какой-то учил? Это же нормально, парня женщина учит, девку — мужик. Не наоборот же. Потому что так-то они приезжают совсем с мороза, безъязыкие. Моему, когда впервые в Москву попал, семнадцать лет было; он районный, кишлачный. Но школу там у себя хорошо закончил. В восемнадцать родители его вызвали к себе и тем летом женили. Это мы с ним год уже прожили. Я старше его, дочку уже почти вырастила. Она у меня, между прочим, одиннадцать классов кончила, в хороший колледж поступила, я очень знаю, как требовать от ребенка учебы. И его учила. Он, Хилолидинджон, вообще способный. Такие слова выдумывает. Ругается: «Тупомозгни народ!».

Мама мне говорила: «Ты не чувствуешь себя грязной? Мне кажется, что ты такая грязная после встреч с ним!»

Живет он у себя на работе, один раз на неделе его на ночь отпускают и на один выходной — либо в субботу, либо в воскресенье. Работают они там тяжело, по двенадцать часов и больше бывает; но я тоже, например, всю жизнь тяжело работаю, и всегда сменами. На штамповке на часовом заводе работала, продавщицей работала, на уборочной машине в метро работала. В метро счастье попасть, да задержаться не удается. Там для старых работников много льгот, и они новеньких стараются выдавить. Таджики с узбеками им, кстати, не конкуренты, но русского новичка обязательно постараются подставить.

В метро любовей очень много происходит. Там закутки разные, всякие лестнички, работников много и мужчин, и женщин; все варятся ровнее, как в советское время. Метро вообще такое: спустился — как уехал куда. Вот там все сходятся-расходятся, да по нескольку раз, как на море приехали. Если бы меня оттуда не выставили, может, я бы не гуляла с таджиком. Хотя мне с ровесником сейчас было бы уже неприятно. А Хилолидинджон боится спускаться в метро.

Первое, что таджичонки делают, когда получают московские деньги, — покупают себе телефон. Как все мы. И мечты у них как и у русских парней.

Мой, как и все его друзья, мечтает уйти со склада, купить машину, отселиться наособицу, таксовать. Два его друга постарше купили машину, сначала только по МКАДу кружились, в город боялись заезжать. Зато воля. Летом эти ребята в дачном поселке жили, у своих же братьев-таджиков. Строительные бригады поселковые, они и возле маленьких строек живут в сарайчиках-вагончиках и обязательно вагончик-другой заводят пустой, лишний. Ставят на заброшенных участках или просто за забор, на нейтралку, и своим на лето сдают. Мы на шашлыки на «таджикские дачи» ездили.

Он за два года, оказывается, ни разу не поднял глаз на дочь, вообще не знает, на что она похожа, — это как?

У меня жить негде. Мы коренные москвичи, в Москве с послевоенного года, а живем на сорока шести метрах всемером — я с дочкой, брат с женой и двумя детьми, и еще мама из деревни помыться приезжает и всю зиму моется. Мама на пенсии в деревню уехала, ей тоже там не сахарно, но вот ради нас. Когда мама дома, мне поддержка. Брат запрещает моего парня домой приводить, потому что таджик — это зашкварно, и мы так делаем, что мой друг приходит ко мне ночевать, когда брат на сутках. Брат — охранник в магазине, весь правильный, а сами они там на пачке пельменей скачут, потом менеджеру говорят: «Вот пельмени брак!» — и эти пельмени на обед едят. Невестка моя тоже работает, в братниной семье все, что надо, куплено, все чисто-хорошо; но они как не живут. А я живу — меня мой парень любит. Он мне по двадцать эсэмэсок за ночь присылает, ревнует меня.

Таджики — ревнивые очень, но не обидчивые. Не взрываются, как Кавказ. Но у них в голове все свое. Например, я его однажды попросила: забери, пожалуйста, мою дочь от метро, очень поздно домой едет. Это уже два года мы вместе были. А он мне говорит: «А как я ее узнаю?» Я такая: «Ты чего?» А он мне говорит: «Я на нее никогда не смотрю, этого нельзя». Он за два года, оказывается, ни разу не поднял глаз на дочь, вообще не знает, на что она похожа, — это как? С одной стороны, вроде хорошо, с другой — дико. Или вот, когда мы ночью вдвоем, он мне всегда рукой рот зажимает. Удушит однажды. Я думала, он стесняется, что народу в квартире много, но как-то мы одни были, и то же самое. Я ему: «Отстань, никто не услышит!» — а он мне: «Женщине нельзя открывать рот!» Во время этого дела как бы нужно молчать. Вот почему? У нас же чем баба громче, тем мужику лучше, так-то, ради себя, чаще всего блажить-то не с чего. А он объясняет — когда женщина кричит во время понятно чего, она призывает к дому злых духов, которые по ночам летают, слушают. Таких, которые семье вредят, мужчине тоже вредят. Так у них считается, и он говорит: «Оттого, что женщины в ночную пору кричат, зовут, оттого у русских мужчин с русскими женщинами все плохо!»

Тут я прерываюсь с записью.

— Ира, — спрашиваю я, — вот ты же говорила, что он совсем неискушенный юнец, из деревни, первый раз, когда попал в метро и увидел, как поезд выезжает из тоннеля, закричал, как заяц; откуда же он, с его культурной и житейской невинностью, так определенно знает, что у русских мужчин с русскими женщинами все плохо?

У него даже на телефоне на мой номер написано: «Моя жена» — и вокруг сердечки.

— А кто этого не знает, — отвечает Ира и ласково говорит: — мой Хилолидинджон гордится мной и, когда знакомит с друзьями, всегда говорит: «Моя жена!» Пускай даже гордится и тем, что у него две жены — там, деревенская, и здесь, московская, мне все равно приятно, что он всегда называет меня женой. Всегда доводит меня домой, даже если я выпила, когда насвай жует, никогда не плюнет вперед себя у меня на глазах — отвернется и рот прикроет ладонью, тогда плюет. У него даже на телефоне на мой номер написано: «Моя жена» — и вокруг сердечки.

— А у тебя что?

— А у меня — «Любимка».

Юлия, 30 лет; ее жениху, Азизу-Сухробу, 26 лет. Он этнический узбек, но приехал из Казахстана

— Когда Азиз уезжал, он сказал мне: «Знаешь, я хочу, чтоб ты меня ждала под правильным именем. На самом деле меня зовут Сухроб!» Я, млин, присела. Вот мне с самого начала какая была разница, Азизом или Сухробом он назовись? Да хоть Килиманджаром.

Прям контрольный выстрел в голову. Я думаю — сколько баб сейчас, когда парней начали высылать, будут плакать, как я? Нашего с Килиманджаром друга, двадцатилетнего парня, депортируют сейчас. А у него подруга беременная, совсем молодая дуреха. Ей, конечно, хуже, чем мне. Хотя мне тоже плохо: от меня-то он сам уехал. Сказал, что от греха подальше, пересидеть, документы справить, а друг его говорит, жениться его позвали. Там же у них что родители скажут, то и надо делать. А еще мать у него такая — писала ему: прокляну тебя. В первую ночь, как он уехал, я так плакала, что все платки кончились, я простыню из шкафа вынула и в простыню начала сморкаться. Вот год назад скажи мне кто — а я ведь из-за него с гражданским мужем разошлась. Азиз так ухаживал — он преклонялся передо мной. Ни русский мужчина так не будет, ни кавказец. Кавказский мужчина может перед женщиной унижаться втихаря, а потом ее за это унижать, только она ему даст. А этот превозносил меня.

Или мне так казалось, потому я так и думала, что он мне не ровня. Я как подарок ему была, это женщину так вяжет. Кажется, ты к нему спустилась, и это тебя же и привязывает.

Мне это все так нравилось, что я маму не слушала. Мама мне говорила: «Ты не чувствуешь себя грязной? Мне кажется, что ты такая грязная после встреч с ним!» И вот я все это выслушиваю, еще и подруги кривились, что у меня жених — узбек, одна даже на день рождения не позвала, чтобы я его не приводила; и после всех этих унижений я все равно с ним, и вдруг выясняется, что это я для него нехороша! Исподволь выясняется, что есть там какая-то девка, что она ему пишет; потом он мне сказал, что он с ней порвал и даже телефон, который она ему подарила, выбросил. И что же — пришлось мне ему телефон покупать. Потом его друг мне сказал, что он с ней поссорился, потому что про нее там сплетни пошли, что она ходила в клинику себе девственность зашивать. Дичь какая-то.

Я думаю — сколько баб сейчас, когда парней начали высылать, будут плакать, как я?

Нет такого человека, чтобы был благодарен, что ты до него спустилась, — каждый про себя все равно думает, что он самый лучший. Узбеки скромные, ценят родителей, не скандальные, но очень себя понимают. Тут как в мелочах — я когда впервые поняла, как он у меня в туалет ходит, меня переклинило. Думаю, бедный, небось унитаза не видел, сидит на нем с ногами, как ворона. Такая нежность меня взяла.

И только через год из какой-то его оговорки я поняла, что это он поначалу мной и мамой брезговал, и потому. Вот как это поймешь? Хорошо еще языкового барьера почти не было — он чисто говорит по-русски. В Казахстане, он мне сказал, очень хорошо образование в этой области поставлено. Один только был смешной случай — когда еще ухаживал за мной, у двери дежурил, на «вы» меня звал, сказал мне: «Вы не думайте, Юля, я все буду делать. Я работаю не просыхая!» «А вот этого, — говорю, — мне как раз хватило. У меня гражданский муж работает не просыхая!» Смешно получилось — он думал, что так говорят о работящих людях, с которых от усилий пот льет ручьем.

Потом много было таких мелочей, что я ясно видела, что он на самом деле думает. Говорю, например: «Русские девушки самые красивые!» — ну просто так говорю, это как присловье, мы телевизор смотрим; а он мне отвечает: «Узбекские тоже очень красивые, только очень высокомерные. Слишком цену себе завышают. Русские девушки попроще». Я с кровати свалилась, ей-бо. Много, конечно, предубеждений — все русские мужчины пьют, русские девушки гуляют, но при этом Азиз все-таки меня очень любил. Меня никто так не любил. Когда я заболела, он всю ночь просидел рядом со мной — мама не сидела, а он так спать и не лег. А у меня всего-то температура была высокая. Я не верю, что он жениться поехал.

Мама радуется, а я все плачу. Увижу узбека на улице и плачу. Подруги смирились и говорят: «Ну, хоть любовь у тебя была!»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247236
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413888
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418434
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423622
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425223