Автор: Элизабет Колберт
Кому: тем, кто думает, что вымирали только динозавры
Книг о том, что Земля вместе с человечеством вступила в эпоху большого вымирания, сейчас немало, но расследование Элизабет Колберт — точно одно из самых интригующих.
Элизабет Колберт — журналист The New Yorker. Когда-то давно она писала о политике, но потом заинтересовалась историей выхода США из Киотского протокола и нырнула в противоречивый и политизированный мир климатических изменений. И тут началось.
Первая ее книга на эту тему вышла в 2006 году — «Полевые заметки с места катастрофы: человек, природа и изменение климата». Тоже интересная, но по-настоящему захватывающим чтением стало все-таки «Шестое вымирание».
Сначала появилась статья для The New Yorker. Элизабет тогда съездила в Панаму, где узнала, что амфибии, которые прекрасно себя чувствовали на Земле миллионы лет, сейчас вымирают быстрее всех остальных. Панамская лягушка подхватила странный грибок, и сотни тысяч представителей вида быстро дошли до почти полного исчезновения. Тут-то репортерская душа Элизабет поняла, что она коснулась поверхности большой истории, и не для статьи даже, а для целой книги. Недалеко были научные базы Амазонии, потом она доехала до Большого Барьерного рифа, Анд, Исландии, Италии и, наконец, последние открытия совершила и вовсе у себя во дворе.
По дороге она расспрашивала ученых — как тех, кто занимается вымирающими видами сейчас, так и тех, кто пытается разобраться, что же произошло пять раз подряд, когда больше половины всех существующих видов исчезало с лица земли.
История сейчас, в принципе, похожая. Вот только в нашем случае мы не дождались столетнего извержения вулкана, метеорита или любой другой природной причины. Человечество прекрасно справляется самостоятельно — где охотой, где вырубкой, а где масштабным окислением океана.
Читается этот, на самом деле, сборник статей как детектив. Главы короткие; заканчиваются они так, что все время говоришь себе «ну еще одну»; написано понятно и без панических или обвиняющих нот. В общем, Элизабет получила Пулитцеровскую премию за нон-фикшен в 2015 году вполне заслуженно.