«Самое Большое Простое Число»: «Не было такого, чтобы мы поссорились»

Кирилл Иванов и Илья Барамия рассказывают, как они работают вместе, пишут песни и слушают русскую музыку

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Таня Бекасова

Деятельный петербургский дуэт недавно выпустил новый альбом «Здесь и всегда», который собирается презентовать на концертах осенью, а пока группа примет участие в ряде крупных российских летних фестивалей — Stereoleto на Елагином острове, Фестивале «ВКонтакте» и Пикнике «Афиши». Денис Бояринов позвонил в петербургскую студию «СБПЧ», чтобы узнать у Кирилла Иванова и Ильи Барамии, как они работают вместе.

— А что вы снова в студии сидите — вы же только что выпустили «Здесь и всегда»?

Кирилл Иванов: Куча всяких дел есть. Мы репетируем — готовимся играть новый альбом. Клип доделываем, к которому надо звук сводить.

Илья Барамия: Ну и не отпускает желание делать все более совершенную музыку.


— У меня заготовлен один провокационный вопрос — почему впервые за много лет новый альбом «СБПЧ» звучит очень похоже на предыдущий? Почему вы все снова не переделали?

Кирилл: Для меня он максимально непохоже на предыдущий альбом звучит. Хотя, возможно, это потому, что я предыдущий давно не слышал. Нет, не похож — он медленный, хип-хоповый, в нем мало диско. Там в основе лежит другой грув. Он весь как будто переваливается с ноги на ногу. Мы хотели, чтобы он был не прыгучим, но подвижным. Я, пока его делал, для себя много совершил открытий — сделал много необычного и интересного, чего раньше не делал. Я обычно этим меряю альбомы.

Илья: Возможно, это потому, что группа взрослеет и теперь пойдет тройками. Одну мысль придется раскрывать в трех альбомах. А потом уже менять совсем все.

— Илья, ты совершил для себя какие-то открытия во время записи альбома?

Илья: Ну конечно. Хотя для меня это происходило плавно и постепенно. Вообще радикальные идеи в группе не от меня исходят. А я стараюсь сохранить музыку в области... не знаю, как это назвать. Я стараюсь то, что касается музыки, не формулировать словами. Только ощущениями. Потому что, когда навешиваешь формулировку на музыку, там что-то рассыпается.

Кирилл: По-грузински неспешный и мудрый ответ (смеются).

Илья: Он, конечно, похож на предыдущий больше, чем на остальные. Но для меня там вперед ушло взаимодействие между инструментами. Сильно вперед. На порядок. Мы дольше притирали каждый звук друг к другу.

© Таня Бекасова

— Как вы его писали? Какое участие в записи принимали выступающие с «СБПЧ» на концертах гитарист и барабанщик?

Кирилл: Мы придумали песни. Барабаны с Олегом на студии записали — объяснили, чего мы хотим, потом выбрали лучшие дубли. Антону, гитаристу, послали уже близкие к готовности песни — и тоже объяснили, чего хотим. Он прислал много вариантов, мы из них выбрали лучшее — и все. Антон и Олег — классные музыканты. Мы любим одни и те же вещи. Нам с ними очень приятно работать, а на концертах это вообще ни с чем не сравнимое ощущение. Мы были в очень комфортной ситуации. Теперь надо постараться и разучить все это, чтобы играть на концертах.

— А как вы придумали песни? Расскажите о кухне «СБПЧ» подробно.

Илья: Тогда надо начать с поезда в зимнем туре по Сибири. Садится Кирилл в купе и достает синтезатор Teenage Engineering OP-1, надевает наушники, нажимает кнопочки, начинает стучать по столу и по полке соседа. Потихоньку у него собираются какие-то музыкальные основы. Потом он их переносит в сэмплер Oktatrack, мы туда кладем какой-то бит и начинаем играть этот трек, вычищая все лишнее.

Кирилл: У нас есть мелодические основы, вокруг которых мы импровизируем с барабанами, кольцами, басом и синтезатором. И вот мы играем-играем-играем — у песни появляется какой-то бас, потом прирастает еще какая-нибудь музыкальная фраза, потом прирастает кусок текста. Что мне нравится, эти песни росли плавно — это залог неожиданности для себя самого. К моменту, когда мы решили, что можем заниматься новым альбомом, у нас уже было 20 песен.

Илья: Вон, видишь, листочки в студии висят — там написано, что в каком треке надо делать.

Кирилл: Мы играем трек, раскачиваем его и понимаем, что интересно, а что нет. Довольно много отсекается по ходу. У нас первые демо альбома по два часа длятся, а каждую песню мы по 15 минут играем, и от этого такая радость. Наверное, есть музыканты, которые приходят в студию и говорят — все вот так будет, но странно, что у этих музыкантов не выходит по три альбома в год.

Новый клип «СБПЧ» на песню "«Сестры»"! Режиссер — Алексей Киселев. Смотрите в HD!

Posted by «Самое Большое Простое Число» on 29 Июнь 2015 г.


— Тексты тоже возникают по ходу, а сначала появляется музыка?

Кирилл: Так же как и музыка, тексты растут параллельно. Я все время хожу и записываю фразы, строчки и четверостишия, которые сам придумываю или где-то слышу и они мне нравятся. Иногда из самой музыкальной фразы возникает строчка, которая потом растет в текст.

Только песня «Африка» писалась по-другому. Я давно хотел с Женей Борзых песню записать. Мы просто встретились пару раз, я ей объяснил идею, что это диалог влюбленных подростков, которые, как все влюбленные, не знают, чего хотят от себя и от другого. Потом я ей показал музыку, и мы уже встретились на записи.

Вообще из наших многолетних штудий — мы за восемь лет записали шесть альбомов — я могу сделать нехитрый вывод: чем больше ты потратил времени на песню, тем лучше она получится. Идеальный вариант: что-то сделать и отложить на пару недель, а потом снова послушать.

— Тогда у группы Guns N' Roses последний альбом должен был получиться шедевром, но не получился.

Илья: Иногда не сходится (смеются).

Когда навешиваешь формулировку на музыку, там что-то рассыпается.

— Илья, расскажи теперь, как Кирилл доминирует в группе и как ты борешься с его доминантой.

Илья: А я просто мягкий и отзывчивый человек (смеются).

Кирилл: А нам не о чем спорить. Мы занимаемся одним делом, но у нас сильно разделено, кто чем занимается. Напротив, работа вдвоем помогает. Я советуюсь с Ильей про тексты. Ты в чем-то закопался, а тебе со стороны говорят: знаешь, это что-то too much. Или наоборот. У нас не было такого, чтобы мы поссорились. Ну, вскипеть можем.

— Что вы будете играть на Пикнике «Афиши»? Вы же теперь российская группа уровня Hot Chip и Horrors — как будете соответствовать?

Кирилл: Я Horrors не слышал ни одной песни — не знаю, как им соответствовать.

Илья: Первый альбом у них был панк-рок жесткий, на одном риффе, а второй альбом уже Джефф Барроу из Portishead записывал. Мне первый больше понравился.

— То есть не расскажете, что будете делать?

Кирилл: Если бы мы знали — мы бы рассказали. У нас есть несколько идей, непонятно, какая воплотится. Да подумаешь, какая проблема — выступить на Пикнике «Афиши» в 12 часов дня. Мы так уже выступали несколько лет назад.

© Таня Бекасова

— Расскажите про хорошую русскую музыку, которую вам довелось слышать в последнее время.

Кирилл: Да что-то не слишком изменилась ситуация с тех пор, как мы последний раз разговаривали. Мне нравятся Ishome, «Тальник». Я часто переслушиваю альбом «Лемондэя» «Фаворит» — старый и пыльный. Все альбомы «Аквариума». Но на самом деле я чаще всего слушаю либо африканскую музыку, либо «Гражданскую оборону» — все альбомы. Я фанат «Гражданской обороны».

— С какого возраста?

Кирилл: Не помню. С какого-то сознательного.

Илья: Я — с 1989-го.

Кирилл: А я — с 2009-го.

Илья: Я недавно посмотрел фильм про Летова «Здорово и вечно». Там есть кадры, как он записывает «Прыг-скок». Больной Летов сидит в маленькой комнате, которая до потолка заставлена бобинами и кассетами, с микрофоном, и детские ощущения от «Прыг-скок» возникают как из темноты. Я очень любил этот альбом. Он у меня еще на кассете был, и я всегда думал, что он звучит так, что слов не разобрать, потому что это у меня 20-я перезапись. А вот вначале он, наверное, звучал по-другому. Теперь выяснилось, что он всегда так и звучал. «Гражданская оборона» — очень необычная группа и очень необычный звук. Самое важное, что для меня в этом фильме было проговорено: у Летова вся музыка — от злости и ярости. Не было ни одной песни, которую он записал бы в ином состоянии.

— А еще какая русская музыка тебе понравилась, Илья?

Илья: Да сложно с русской музыкой. Я впервые побывал на концерте Наади живьем — я погрузился, это достойно, мне понравилось. И на концерте On-The-Go я побывал — так получилось. Мы выступали вместе, и я вынужден был их послушать. Три раза. Я проникся.

Кирилл: Кстати, офигенская песня у Pompeya на последнем альбоме — «Real». Длинная баллада, где Даня (Брод — вокалист группы. — Ред.) поет другим голосом — пониже. Очень странная.

Илья: А вот вспомнил еще — Антон Маскелиаде. Я если бы запись услышал сначала — не обратил бы внимания. Но я сперва увидел живое выступление. Это интересно. Это хорошо. Пока музыки там особо нет. Я надеюсь, что он разовьется и она станет слушабельной.

— На какой эмоции пишет песни группа «Самое Большое Простое Число»?

Кирилл: Смирение перед своей беспомощностью. Попытка его преодолеть (смеются). Мы стараемся… даже не стараемся, а само как-то все выходит. Все наши песни — про надежду. Они никогда другими и не были.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245510
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417102
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422273
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423936