20 апреля 2015Современная музыка
477

Женя Любич: «Я еще дальше стала от народа»

Исполнительница нерусского шансона об органе 1973 года, ротациях на радио, танцах на стойках и статусе завидной невесты Петербурга

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Алексей Костромин

Певица Женя Любич, исполняющая шансон, но не совсем русский, а интернациональный, с легким французским прононсом, выпускает новый альбом «Азбука Морзе». Он спродюсирован автором известного французского ретро-проекта Nouvelle Vague Марком Колленом, который писал для Любич и дебютную пластинку. Презентации «Азбуки Морзе» пройдут 24 апреля в Санкт-Петербурге («Чаплин-холл») и 30 апреля в Москве («16 тонн»). В преддверии события Денис Бояринов встретился с Женей Любич и поговорил о новом альбоме, «Вопросе к президенту», танцах на стойке и статусе завидной невесты Петербурга.

— Я послушал пять песен из «Азбуки Морзе», которые мне прислали, и поразился тому, какие они тихие. Альбом будет полностью акустическим?

— Он очень камерный. Он записан на стыке почти классической музыки и протоэлектронной. Там играет орган 1973 года, который дает интересный обволакивающий звук, — он звучит то как синтезаторы 1980-х, то вообще как космическая станция. Еще там звучит зарб — персидская перкуссия, самая сложная из всех существующих. Все гитарные партии и перкуссионные на альбоме исполнил известный гитарист Кевин Седдики, который сотрудничает с Элом Ди Меолой и другими джазовыми виртуозами.


— Как он оказался с тобой в студии?

— В прошлом декабре я презентовала в Париже европейскую версию своего альбома «C'est la Vie» под названием «Russian Girl». Так получилось, что музыканты, которые должны были играть со мной на презентации, не смогли принять в ней участие: кто-то уехал, у кого-то случился срочный и не подлежащий отмене концерт. Фактически я играла одна — в маленьком клубе Le China недалеко от площади Бастилии. В зале почти не было обычных людей — кроме одного моего большого фаната, специально приехавшего на концерт из Германии. Остальные были люди культуры, искусства и шоу-бизнеса: например, продюсер Мадонны Мирвэ Ахмадзай, его девушка-певица, журналисты с RFI, фотографы, дизайнеры. Публика была смешанная — и французы, и русские, которые делают в Париже культурные проекты. Эти люди меня очень вдохновили, и я пела проникновенно и душевно — не только песни, вошедшие в «Russian Girl», но и те, что показались мне подходящими моменту. Для создателя проекта Nouvelle Vague Марка Коллена, который тоже был в зале, какие-то песни оказались совершенно незнакомыми, он ими проникся и предложил их записать. Вместе с Кевином Седдики, с которым до этого он сделал пластинку для Ясмин Хамдам — одна из песен с нее вошла в фильм Джармуша «Выживут только любовники». Именно Марк предложил использовать в записи орган 1973 года, и он же на нем сыграл.

Опытные люди мне говорят, что надежд нет.

— Жаль, что невозможно привезти Кевина Седдики и орган 1973 года на презентацию альбома в Москву.

— Увы, да. Поэтому я сейчас в поиске двух гитаристов. К примеру, на одном треке звучит четыре гитары сразу — даже Седдики с этим один бы не справился. Моя задача — представить новые песни в том виде, в котором они записаны. Я, конечно, опасаюсь, что они могут прозвучать слишком камерно. Мне говорят, что меня занесло еще дальше в арт. Я еще дальше стала от народа. Но я хочу рискнуть.

— Разве твои песни до этого были коммерческими?

— Скажем, песня «Галактика», где бас как у Air и понятная перкуссия, звучала на российском радио и вошла в разные саундтреки. Несмотря на европейский саунд «C'est la Vie», песни с этого альбома можно было представить на русском радио и в русских фильмах. Новые песни я тоже вполне вижу в саундтреках и на радио, но опытные люди мне говорят, что надежд нет. Ну, возможно, я плохо себе представляю, что на самом деле происходит в России.


— Расскажи про историю песни «Вопрос к президенту» — как она появилась?

— На самом деле она называется «Кризис момента». Это был 2008—2009 год, когда Путин провел целый ряд открытых пресс-конференций, где ему можно было задать вопрос. Мне понравилась эта идея, что можно обратиться к президенту с любым вопросом, и захотелось высказаться на стыке публичного и личного.


— Ты исполняешь эту песню на концертах?

— В зависимости от настроения.

— Ты всю программу составляешь в зависимости от настроения или только насчет этой песни сомневаешься?

— Да, например, на сегодняшний концерт (разговор происходит на саундчеке перед концертом Жени Любич в джазовом клубе. — Ред.) программа еще не написана (смеется).

— Когда мы с тобой разговаривали несколько лет назад, еще до появления «C'est la Vie», ты говорила, что уже сочинила около 300 песен. А сколько их сейчас?

— Гораздо больше. Да откуда же я знаю. Я и тогда их не считала, и сейчас не считаю. Сбилась со счета (смеется).

— Я к тому, что у тебя есть из чего выбирать.

— Да — и это сложно. Каждый раз происходит такая история: музыканты хотят одно играть, а я хочу другое. Слава богу, что такие споры возникают. Было бы хуже, если бы выбирать было не из чего — и мы играли одни и те же песни.

© Алексей Костромин

— Что любят играть музыканты?

— Они любят английские песни — например, «Creative People». Или — как ни странно — «Танго» на русском.

— А почему странно?

— Потому что она медленная и тягучая. Казалось бы, где они там самовыражаются?

— А песня «Ты на меня влияешь пагубно» часто звучит?

— Почти на каждом концерте.

— Все время такое настроение?

— Приходится. Я понимаю, что на концертах не может звучать все время что-то новое, должно быть и узнаваемое. А эту песню узнают, поют, любят.

— Песню «Ты на меня влияешь пагубно» можно представить в эфире «Радио Шансон». Если бы они тебе предложили ее взять — ты бы согласилась?

— Конечно. Какая разница, с какой радиостанции могут быть услышаны мои песни? Я, когда еду в такси, чаще всего прошу выключить радиоприемник, но иногда прошу просто переключить станцию. Я не смотрю на частоту волны, не смотрю, какая радиостанция — я их вообще не различаю. Лишь бы музыка мне не мешала доехать из точки А в точку Б. Пусть это будет «Шансон» — какая разница?

— Просто она прозвучит между песен Кати Огонек, Александра Розенбаума, Сергея Трофимова и Григория Лепса. Кто из них тебе ближе?

— Контекст, конечно, влияет, но мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей узнало о моих песнях. О песне «Пагубно» в том числе. А может быть, тот, кто послушает «Пагубно», захочет послушать еще что-то. На сегодняшний день моих песен нет в ротации ни одной российской радиостанции. А вот французское радио Nova ждет, когда выйдет мой новый альбом, — там можно услышать мои песни.

© Алексей Костромин

— А вы пытались попасть в российские ротации?

— Мы очень пытались. «Наше радио» в открытую заявляет, что мои песни для них не формат. На «Серебряном дожде» сказали, что у них запрещена ротация русскоязычных песен, а мои англоязычные им почему-то не подходят. При этом «Серебряный дождь» — это единственная радиостанция, на которой мне удается прозвучать. На живых эфирах Алекса Дубаса или Михаила Козырева — соло с гитарой.

— Готовясь к интервью, я наткнулся в калужской прессе на отчет о твоем концерте под заголовком «Женя Любич сплясала в Калуге на барной стойке». Под какую песню ты танцевала на стойке и что же у тебя было за настроение?

— Мне кажется, это была «Футболка». Середина гастрольного тура — у меня было 6 городов до Калуги и еще 7 после. Это был экватор — и, видимо, поэтому я ушла в отрыв. Я даже не пела, а просто общалась с народом — часто выходила в зал, задавала вопросы из песен слушателям лично (смеется). Вот и на стойку залезла. Что-то рвалось из глубины души, что невозможно было сдерживать. В Челябинске был такой же концерт — ну, у меня вообще роман с Уралом.

— Еще один вопрос по следам публикаций в прессе: питерский журнал «Собака» недавно назвал тебя одной из завидных невест Санкт-Петербурга… Как тебе этот статус?

— Мне очень нравится (смеется). Самое любопытное, что у них в этом номере была подборка из 50 завидных женихов, а завидных невест было всего десять. Я попала в эти десять, ну что ж — почему нет.

— Кто с тобой в одном ряду — контекст же важен?

— А я не знаю — не читала. И женихов не смотрела. Может, стоит озадачиться (смеется)?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245605
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412306
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417123
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422303
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424003