17 марта 2015Современная музыка
181

Мерлин, Гэндальф, Дамблдор?

Лев Ганкин о Дэвиде Аллене — основателе Soft Machine и Gong, создателе Гномьего радио, музыкальном путешественнике и эльфе

текст: Лев Ганкин
Detailed_picture© Getty images / Fotobank.ru

Однажды Дэвид Аллен приехал в Англию, снял комнату в городе Лидден и через две недели уже играл в джазовом трио с шестнадцатилетним сыном своего арендодателя (сына звали Роберт Уайатт).

Однажды Дэвид Аллен читал стихи под дверью парижского клуба, а Терри Райли аккомпанировал ему с помощью мотоциклетного мотора — внутрь клуба их не пускали, пока за них не поручился Чет Бейкер.

Однажды Дэвид Аллен со своей группой Gong дал концерт в монастыре Монсеррат: о том, сколько каталонских тетушек после этого уверовали в существование на небесах летающего чайника, не сообщается.

Однажды Дэвид Аллен подарил плюшевого мишку полицейскому — дело было во время студенческих волнений во Франции в 1968 году.

Однажды во время концерта Gong прошла информация о том, что под сценой заложена бомба; Аллен напрочь отказался эвакуироваться, посчитав, что из всех способов уйти в мир иной этот — далеко не самый худший.

На деле уйти в мир иной ему предстояло иначе. Однажды Дэвид Аллен узнал, что у него рак, и понял, что несколько тяжелых операций с неочевидным исходом — это как раз дурной способ провести последние годы жизни. Он скончался во сне 13 марта 2015 года в возрасте 77 лет.

Если когда-нибудь будет написана полная история Аллена и группы Gong (его собственный двухтомник — «Gong Dreaming» — не в счет: это скорее мемуар, чем объективная летопись событий), то она обязана начинаться со слова «однажды» — как это заведено в сказочном жанре. Аллен и внешне напоминал сказочника, особенно поседев на склоне лет: долговязая фигура, вечная улыбка с «хитринкой», длинные белые патлы, нередко выбивающиеся из-под какой-нибудь диковинной широкополой шляпы, цветастые мантии и прочие странные одеяния, в которых он фронтменствовал на концертах Gong, — Мерлин, Гэндальф, Дамблдор? Музыка — тоже как из сказки: бесконечные истории о пришельцах с планеты Гонг, «горшкоголовых эльфах» (pothead pixies), запивающих электрический камамбер чаем из летающего чайника под светом банановой луны. Главным эльфом, ясное дело, был сам Аллен — и здесь нельзя не вспомнить, что pot в английском — это не только горшок, но и «травка». Разумеется, мифология Gong имела галлюциногенное происхождение, чего никто из музыкантов никогда и не скрывал; более того — Дэвид оставался адвокатом легких наркотиков до самой своей смерти. «Это странное чувство, когда 75-летний человек советует тебе попробовать грибы», — писали юные комментаторы его свежих онлайн-интервью. Редкий случай: вопрос «что курил автор?», с некоторых пор до обидного часто всплывающий при обсуждении любого нешаблонного произведения искусства, в данном случае, по всей видимости, имеет вполне конкретный — причем довольно развернутый — ответ.

Он же в самом деле 77 лет кряду валял дурака!

Тем не менее было бы неверно объяснять выдающуюся алленовскую креативность исключительно пристрастием к психоделикам. Интеллектуал, с юности вхожий в битнические круги (Аллен был лично знаком, в частности, с еще одним Алленом — Гинзбергом), он подверстывал под свои диковинные фантазии внушительную теоретическую базу: так, образ летающего чайника, встречающийся на ключевых пластинках Gong, был заимствован из философии Бертрана Рассела. Рассел использовал его в рассуждениях о заведомой бездоказательности религии. «Многие верующие полагают, — писал он в 1952 году, — что не их дело обосновывать устоявшиеся религиозные догмы: пусть, наоборот, скептики пробуют их опровергнуть. Но это, конечно, большая ошибка. Если я предположу, что между Землей и Марсом вокруг Солнца вращается по своей орбите фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть это утверждение — особенно если я при этом оговорюсь, что этот чайник слишком мал, чтобы попасть в поле зрения самых мощных телескопов. Но если дальше я скажу, что на этом основании любой, кто ставит под сомнение существование чайника, совершает преступление против здравого смысла, то все справедливо сочтут, что я говорю глупости. А теперь представьте, что чайник упоминается в старинных книгах, а информацию о нем вдалбливают школьникам как священную истину каждое воскресенье!»

Дэвид Аллен точно не сомневался в существовании чайника — более того, оттолкнувшись от расселовского образа, он сконструировал целое вероучение, в котором была своя мифология и космогония: согласно ей, мир произошел из некой Божественной Клетки, от которой отпочковались Семь Звуков, состоящие, в свою очередь, из Семи Октав (отсюда Октавные Доктора, периодически встречающиеся в песнях Gong). Как это повелось с античных времен, где есть боги — должны быть и герои: так возникла фигура Zero the Hero, Героя-Нуля, одного из главных обитателей планеты Гонг. При этом психоделический сказочный мир Аллена, как водится, не восходил к какой-либо одной мифологической традиции — античность переплеталась здесь с христианством в его самых неканонических образцах, с гностицизмом (Божественная Клетка как будто выпускала из себя флуоресцентные лучи-эоны), а также с восточными верованиями. Прозвище главной алленовской соратницы Джилли Смит, отвечавшей в Gong за вокал и «космический шепот», — Шакти Йони — явно имеет индийское происхождение.

Самый трудный вопрос: верил ли всерьез Дэвид Аллен в весь этот сумбур вместо мистики? Трудный — потому что риторический: в алленовском мире сама постановка вопроса попросту не имеет смысла. Его главная заслуга — как раз в стирании границ между серьезным и смешным, важным и неважным: не случайно дискография Gong стартует с припадка истерического смеха (в песне «Mystic Sister / Magick Brother», открывающей первый же альбом ансамбля). С одной стороны, прочие музыканты Gong к середине 1970-х, по слухам, высказывали недовольство тем, что Аллен придает слишком большое значение своим сказочкам в ущерб собственно музыке, — это в конечном счете повлекло за собой расставание Дэвида и Джилли Смит с группой. С другой стороны, когда на выступлении по случаю 25-летия Gong конферансье поблагодарил Аллена за то, что тот «четверть века радовал нас своим гениальным дуракавалянием», тот ничуть не обиделся — комментарий ведущего благополучно вошел в CD-версию концерта. И то верно: на что тут обижаться? Он же в самом деле 77 лет кряду валял дурака! А попутно придумал дивный новый мир, в который без визы и таможенного досмотра мог попасть любой — достаточно было настроиться на частоту Гномьего радио. Почти по Тимоти Лири: turn on, tune in, drop out

Друг и соратник писателей-битников, Аллен привык жить on the road, не прикипая к «родным осинам».

Это самое радио — Radio Gnome — один из мощнейших образов в «гонговской» вселенной: радиоволна, транслирующая мысли окружающих (Виктор Пелевин в своей недавней «Любви к трем цукербринам» невольно использовал сходный мотив). Сам Дэвид Аллен, очевидно, был всю жизнь на нее настроен — иначе как объяснишь, что к нему всю дорогу тянулись самые разные люди, включая, между прочим, выдающихся музыкантов своей эпохи? Это и 16-летний Уайатт, с которым они затеют первую великую группу в алленовском резюме — Soft Machine. Это и бесчисленное множество инструменталистов, прошедших школу Gong, — великолепный гитарист Стив Хилледж, духовик Дидье Малерб, электронщик Тим Блейк и другие. Это и знаменитый выходец из ноу-вейв-тусовки, басист, композитор и продюсер Билл Ласвелл, с которым Аллен сколотит недолговечный проект New York Gong в начале 1980-х. Это, наконец, японский психоделический гуру Кавабата Макото, который придумает свою культовую группу Acid Mothers Temple под явным влиянием Gong — а затем осуществит давнюю мечту и сойдется с Алленом в копродукции Acid Mothers Gong. Интуитивно обнаружить талантливых музыкантов Дэвид умудрился даже на Майорке, куда уехал подальше от мирской суеты во второй половине 1970-х (и где записал альбом с говорящим названием «Now is the Happiest Time of Your Life»). В 1978-м он одолжил свой четырехдорожечный магнитофон местной группе Can Am Des Puig, которая записала с его помощью психофолковый шедевр «The Book of Am»: сейчас это одна из самых ценных, труднодоступных и дорогостоящих пластинок своего времени.

Майорка была для Аллена уже далеко не первым местом обитания: он родился в Мельбурне, в 20 с небольшим переехал в приморскую Англию, затем оказался в Кентербери и мимоходом сыграл роль в становлении местной музыкальной сцены (так называемого Canterbury sound). В годы студенческих выступлений приехал в Париж — и по недосмотру просрочил британскую визу, но ничуть не расстроился и на долгие годы осел на континенте, где и создал Gong. К смене местожительства (а также жизненного уклада, ведь одно почти всегда влечет за собой другое) музыкант относился философски: в 1980-е он на время оказался невостребован, вернулся в родную Австралию и преспокойно устроился там водителем такси. Оно и понятно: друг и соратник писателей-битников — более того, человек, формально связавший битническое поколение с наследовавшим ему поколением хиппи, — Аллен привык жить on the road, не прикипая к «родным осинам». Показательная деталь: на иконической фотографии молодого Дэвида родом из начала 1960-х он изображен с трубкой и тросточкой на фоне «Веллингтон-хауса», дома семьи Уайатт, — но не на приусадебном участке, а снаружи, за оградой. Показательная деталь номер два: будучи основателем как минимум двух великих групп (Gong и Soft Machine), он при первом же намеке на «творческие разногласия» ушел из обеих самостоятельно, вместо того чтобы по праву старшего изгнать несогласных. Наконец, самая показательная деталь (номер три) — обе эти группы вскоре после ухода Аллена превратились в профессиональные, качественные джаз-роковые ансамбли без малейшей «изюминки». С Gong это случилось практически моментально, с Soft Machine — через несколько лет.


Все дело в том, что для хороших музыкантов, собранных в этих проектах, музыка была набором нот и звуков, а для Дэвида Аллена она — как и сама жизнь — была путешествием: через стили, направления, образы, настроения и смыслы. Gong играли джаз-рок, спейс-рок, хард-рок, прог-рок, фолк-рок, а в наше время, на альбоме «2032», — еще и транс с хип-хопом до кучи, пусть и в гомеопатических дозах. Подобно своему Герою-Нулю, добравшемуся до планеты Гонг на летающем чайнике, Аллен высадился на музыкальной карте мира в начале 1960-х, более полувека назад, — и с тех пор только и делал, что переживал одно увлекательное приключение за другим. В этом контексте и его смерть кажется всего лишь очередным приключением. Тем более что сам Аллен спел однажды, в далеком 1971-м: «you can kill my body, baby, — but you can't kill me».

Пять пластинок Дэвида Аллена, которые неплохо бы послушать
1. Soft Machine

«Jet Propelled Photographs» (1967-й, впервые вышел в 1972-м под названием «Faces and Places Vol. 7»)


Из группы Soft Machine Дэвид Аллен ушел до того, как она успела выпустить хоть один альбом, — но тем не менее сыграл в ее истории важную роль. Во-первых, он заручился официальным согласием своего приятеля, писателя-битника Уильяма Берроуза, на то, чтобы назвать ансамбль в честь его романа «Мягкая машина». А во-вторых, выработал вместе с Робертом Уайаттом, Хью Хоппером и Кевином Эйерсом тот саунд, который будет отличать группу на раннем этапе — а вслед за ней и других представителей так называемой кентерберийской сцены. Выпущенный постфактум сборник «алленовского» периода Soft Machine «Jet Propelled Photographs» — это замечательный набор лаконичных, одновременно грустных и смешных, очень британских по духу песен, свободно существующих в пространстве сразу нескольких музыкальных жанров — от джаза до фолка и психоделического рока.

2. Gong

«Flying Teapot» (1971)


Первый альбом из классической трилогии Gong про Героя-Нуля, Октавных Докторов и других жителей планеты Гонг — можно сказать, «Лев, колдунья и платяной шкаф» Дэвида Аллена. От последующих пластинок о тех же героях в том же пейзаже — это «Angel's Egg» и «You» — отличается наиболее точно выдержанным балансом между, условно, «дуракавалянием» и, опять-таки условно, «серьезной музыкой»: примерно половина альбома — «космические» инструменталы, другая — упоительный гон Аллена и Джилли Смит. На «You» будет некоторый крен в первое, на «Angel's Egg» — во второе; здесь же найдена самая удачная пропорция.

3. Dashiell Hedayat

«Obsolete» (1971)


Малоизвестный артефакт начала 1970-х: Gong в полном составе аккомпанируют французскому поэту-битнику Даниэлю Терону (объединившему в своем псевдониме имя американского детективщика Дэшила Хэммета и фамилию иранского писателя Садега Хедаята). Результат — блистательный свободомыслящий психо-рок без царя в голове, которому чрезвычайно идут страстные монологи на французском; запись, стилистически отсылающая не только к творчеству Аллена и Gong, но и, например, к пластинкам, выходившим в те же годы на легендарном парижском авангардном лейбле Futura Red.

4. New York Gong

«About Time» (1980)


Внезапное — и, к сожалению, единственное в своем роде — сотрудничество Дэвида Аллена с нью-йоркскими панк-авангардистами: группой Material под управлением Билла Ласвелла. Куда больше напоминает Gong, чем расслабленные полуакустические сольники, выходившие у Аллена во второй половине 1970-х во время его жизни на Майорке, — но не обыкновенный Gong, а как будто «прокачанный» в соответствии с изменившимися запросами эпохи. «About Time» — привычный алленовский поэтический фристайл, поданный, однако, преимущественно в жестком постпанк-ключе, с жужжащими гитарами и прямолинейными ритмическими рисунками; уникальная и очень яркая запись в дискографии маэстро.

5. Gong

«I See You» (2014)


Последняя, как выяснилось, пластинка Gong и Дэвида Аллена — и совершенно неожиданно почти выдающаяся, звучащая как пропущенная глава классической трилогии о летающих чайниках и Гномьем радио. В самом деле, несложно было бы представить эти песни сочиненными и изданными году в 1975-м, сразу после «You», — Аллен и на восьмом десятке не утерял ни присущего многим его работам эксцентричного подхода к мелодиям, ни тяги к развернутым инструментальным «джемам». Вроде бы вернувшийся в проект в 2000-х гитарист классического состава Стив Хилледж здесь вновь отсутствует, но вышедший на замену Кавус Тораби, известный по группам Guapo и Cardiacs, справляется со своими обязанностями на отлично.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245620
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412318
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417151
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422328
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424016