8 декабря 2014Современная музыка
632

Смоки Мо: «Мы не воспринимаем людей власти как своих соседей»

Автор образцового рэп-альбома «Кара-Тэ» о том, что такое новая классика, как поднять русский рэп и зачем записываться с Еленой Ваенгой

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Смоки Мо

В 2004 году парень из Купчина Саша Цихов под ником Смоки Мо выпустил дебютный альбом «Кара-Тэ», который резко выбивался из тогдашнего рэп-потока — взвинченная музыка, неожиданные сэмплы, сумасшедшие тексты. Пластинка обратила на себя внимание, а сейчас, спустя 10 лет, она почитается за классику русского рэпа. Недавно Смоки Мо, один из топовых артистов жанра, входящий в творческую ассоциацию «Газгольдер», выпустил новую версию «Кара-Тэ», который музыкально переосмыслили его коллеги по лейблу. Денис Бояринов встретился со Смоки Мо в студии «Газгольдера», чтобы узнать, зачем переписывать классику и что сейчас вообще происходит с русским рэпом.

— Я помню первое издание альбома «Кара-Тэ» — то самое, которое было 10 лет назад. Я тогда не следил внимательно за русским рэпом, потому что то, что до меня доходило, меня не интересовало. А вот «Кара-Тэ» заинтересовал — уж очень он отличался от тогдашнего (да и нынешнего) рэп-продукта. После «Кара-Тэ» я стал следить за русским рэпом пристальнее. Но меня до сих пор удивляет, что этот альбом понравился не только мне, но и большому количеству других людей. Потому что критики, как правило, цепляются за что-то необычное и странное, а народу нравится что-то простое и доступное. Однако ни простым, ни доступным «Кара-Тэ» я бы не назвал. Как ты объясняешь успех этого альбома?

— Хороший рэпчик такой получился. Со смыслом. «Кара-Тэ» — это единственный на моей памяти альбом, у которого только положительные отзывы. От всех.

Тут замешаны высшие силы, я считаю. Не все так просто. Если бы не альбом «Кара-Тэ», я бы сейчас здесь не сидел. Это был отправной пункт для дальнейшего моего развития. Причем до того, как вышел «Кара-Тэ», я уже знал, что за ним последует, — я уже чувствовал успех этого альбома. Хотя успех этот тоже был относительный. Успех денежный — полторы тысячи долларов. Ну да — звонили, респектовали, концерты начались. Но это сейчас у рэперов успехи — сумасшедшие гастроли, большие залы, а тогда все по-другому было.

— Зачем вообще делать новую версию альбома, который все любят — считают образцовым?

— Во-первых, я хочу, чтобы те, кто сейчас пришел в рэп, — молодые, которые по возрасту пропустили этот альбом, — послушали его с новым звуком. Во-вторых, мои коллеги по цеху всегда высказывали респект этому альбому — и мне было интересно: а как бы они его исполнили по музыке. Я не воспринимаю его как альбом ремиксов, который мы подготовили к дате, — для меня это новый альбом с новым звуком.

Смоки Мо — «“Кара-Тэ” 10 лет спустя»


— Тексты остались прежние?

— По текстам и по читке там добавить больше нечего. Монолит. Один куплет я переписал, и то только потому, что он потерялся. В а капелла его не было.

— Все старые тексты органичны для тебя нынешнего? Ведь ты наверняка изменился за прошедшие 10 лет.

— У меня есть какие-то внутренние убеждения — стержень, который не меняется с самого рождения. А так какие-то мысли поменялись, и вообще отношение к тому, как выпускать музыку, какую выпускать музыку, — это изменилось. Ведь если бы я все время мыслил только категориями рэпа — опять же, я бы здесь не сидел. Если ты шьешь ботинки, ты должен быть в курсе, что вообще происходит — какая обувь удобнее, у кого какие предпочтения, что сейчас в моде. А не просто шить то, что тебе вздумается.

Братан, когда мы начинали в районе, у меня была одна мечта — выбраться из района.

— Судя по твоим последним записям...

— Крайним!

— …ты движешься как раз в направлении выхода из рэп-субкультуры в мейнстрим: используешь поп-артистов — Глюкозу и, что было совсем неожиданно, Елену Ваенгу.

— Это же нормально! Хотя если послушать комментаторов на рэп-ресурсах, то это все ужасно. Мне недавно звонил один журналист и спрашивал — мол, не хочешь ли ты вернуться снова в свой район? Я ему ответил: «Братан, когда мы начинали в районе, у меня была одна мечта — выбраться из района, и для этого я делал рэп с таким рвением. Ты меня обратно хочешь туда? За что же вы нас так ненавидите!»

Привлечение мейнстримовых артистов — это очень интересная штука, если на выходе получается интересный материал. Делать это безбашенно — глупо. Мы берем удачные фрагменты и делаем из этого хит. Это не мы придумали — на Западе этим занимаются годы и годы. Вспомнить хотя бы трек Эминема с певицей Дайдо…

— Только Елена Ваенга — это не Дайдо.

— Слушай, я не особый поклонник шансона, но вот этот кусочек, вот этот припев и как она вписалась к нам в песню — это ге-ни-аль-но.

Баста / Смоки Мо — «Каменные цветы» (при уч. Елены Ваенги)


— Это сэмпл?

— Да — но взятый с официального разрешения. Так что можно считать, что это совместная песня. Это случайно все произошло. Вася (Баста. — Ред.) услышал песню — снял сэмпл, решил сделать видеоприглашение. Я предложил ему сделать трек. Потом сняли клип. Все за три дня, как обычно. В итоге взяли все каналы — по радиостанциям крутят, неимоверный успех.

— Просто было договориться с Ваенгой?

— Конечно. С хорошими людьми всегда просто договориться. Я не знаю ее, но она землячка моя, из Санкт-Петербурга… Причем ребята мне говорили, что раньше она репетировала на студии Black Mike — это известная питерская рэп-студия, где записывались Крип-А-Крип и Кажэ Обойма. Все связано.

— До широкой публики из мира русского рэпа доносятся какие-то отдельные песни...

— «Каменные цветы».

Весь нынешний андеграунд по уровню и по качеству — примерно то же самое, что мы делали в 2002 году.

— Или совместный трек Басты с МакSим. Может, ты расскажешь, что сейчас происходит в русском рэпе?

— Цели мы своей не добились. Когда мы начинали, у нас была мечта полностью перевернуть мир — чтобы рэп стал главным, а попса отошла на второй план. Как показала практика, чтобы рэп главенствовал, он должен сам превратиться в попсу, потому что нашим людям — дай попсу, дай попсу. Рэп так и не достиг супервершин — отдельные артисты знамениты, но в основном рэп остался там, где и был. Потому что — и я об этом говорил давно — нет никакой поддержки. Ни от кого. Если вы думаете, что в Америке у рэпа не было никакой поддержки, то вы ошибаетесь — в рэп вкладывали деньги, начиная от мусульманских общественных организаций и заканчивая медиамагнатами. А у нас ребята все делают своими силами и на свои средства, поэтому остаются на том же уровне. Весь нынешний андеграунд по уровню и по качеству — примерно то же самое, что мы делали в 2002 году. Ну есть несколько рэперов, которые работают на европейском уровне, но их единицы. А сейчас 2014-й!

У нас сейчас в стране патриотизм — мы хотим догонять и перегонять. Я считаю, что власть имущие люди должны понять, что для того, чтобы перегонять, надо вкладываться в культуру, а не только в железо, — в молодых художников и тот же рэп.

© Смоки Мо

— Представители власти когда-то пытались дружить с рэпом.

— Никогда такого не было.

— В бытность свою премьер-министром Владимир Путин приходил на съемки телепередачи «Битва за респект» и вручал приз победителю.

— Ну приходил. Как это повлияло на культуру? Никак.

Деньги — это немаловажный фактор развития, хоть и говорят, что они мотивируют только на короткие дистанции. Сколько талантливых парней слилось из рэпа, потому что им нужны были деньги и пришлось пойти куда-то работать. В чем развитие, если люди не получают со своего труда деньги? У нас же все бесплатно слушают музыку «ВКонтакте», а с iTunes падают копейки. Куда это дальше пойдет? Никуда! Так же дальше и будет — всем ненавистная попса и рэп на уровне 2002 года.

— Допустим, рэп получит поддержку от государства или от компаний-меценатов и к тебе обратятся за консультацией. Вот есть деньги — можем сделать что угодно. Что бы ты предложил?

— Когда я говорю про вложение денег в рэп — это эмоции. А мне вот сейчас дай 100 миллионов долларов, и я реально не знаю, что с ними делать дальше и как поднимать рэп. В этом тоже большая проблема.

Должно быть спонсорство, должны создаваться творческие организации — у нас рэп-лейблов всего два или три в России. Причем «Газгольдер» можно лейблом не считать, у нас творческое объединение, семья. Куда они делись? Почему они умерли?

Так давайте поднимать людей до своего уровня.

Да и только деньги не помогут. Тут проблема серьезнее — всеобщая разобщенность. Чтобы было развитие, люди сверху должны взаимодействовать с обычными людьми. Мы же от них отделены гигантской пропастью — мы их воспринимаем людьми из телевизора. Мы не воспринимаем их как своих соседей, как людей на улицах. Дело не только в рэперах; представители власти не общаются ни с кем, кто в России делает что-то свое — обувь, продукты. Не хотел говорить про Америку, но если Обама приезжает после своего избрания в клуб Jay-Z и они там тусуются, то что у нас? Мне бы даже было стыдно, если бы кто-то из политиков приехал общаться с рэперами. Это не получилось бы. Почему? Потому что рэперы у нас бедные, районные, а политики — богатые, и это не их уровень. Так давайте поднимать людей до своего уровня.

А пока мы сами по себе и кто во что горазд.

— Когда выйдет новый альбом Смоки Мо?

— Он уже почти готов. Мы сейчас записываем его с Васей (Баста. — Ред.) — вот я сейчас к тебе спустился, мы делали в студии трек.

— Какую задачу вы себе ставите?

— Новая классика — не хочется альбома, который будет популярен, но пролетит и быстро забудется. А хочется, чтобы как «Кара-Тэ» — десять лет прошло, а люди все пишут и пишут, вспоминают, хвалят. Я постоянно встречаю людей, которых я уважаю как музыкантов, они мне говорят: «Ты знаешь — благодаря тебе». Мне писали письма о том, что «Кара-Тэ» помог людям справиться с болезнью, остановил попытку суицида — послушал альбом и захотел дальше жить. Один альбом смог изменить мир! Вот это и называется классика.

Мы нормально общаемся. Кошку недавно пытались спасти у нас в подъезде.

— По «Кара-Тэ» было заметно, что его записал человек, который пропускает через себя много музыки. Сейчас какую музыку ты слушаешь?

— Поскольку я копаю сэмплы, мне приходится перелопачивать самую сумасшедшую музыку — от иранского рока до японского арт-фолка. Знаешь, как я ее слушаю? Первые 15 секунд — и дальше пошел. Российской тоже очень много — вчера был вечер шансона. Случайно наткнулся на песню молодой певицы «Амели на мели» — потом скачал все что было. И мне очень понравилось — у нее в музыке есть нотка, которая мне близка.

— «ВКонтакте» слушаешь?

— Везде — «ВКонтакте», в YouTube, в iTunes — да где угодно. Но нужную мне музыку так просто в iTunes не найдешь. Я день посвящаю определенному стилю — например, чешскому ретро. Мы были в Чехии и накупили там на блошняке крутых винилов, которые там же и забыли. Потом я вспомнил об этом — пошел в YouTube — просмотрел хиты чешской эстрады 1970-х. Смотрю имена, потом качаю альбомы и дискографии. Слушаю — ищу сэмплы.

— У тебя появился свой район в Москве, где ты проводишь много времени?

— Я живу в районе — года три. Утром уезжаю, вечером приезжаю домой. Вот и все, что меня связывает. Знаю нескольких соседей в доме.

— По московским меркам это уже много.

— Мы нормально общаемся. Кошку недавно пытались спасти у нас в подъезде. Ночью вскрывали лифтовую шахту — доставали кошку. Молодежь невероятно взбодрилась, спасая ее. Все-таки что-то человеческое в нас есть.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245653
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412344
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417171
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422352
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424037