7 ноября 2018Современная музыка
97

Питер Мерфи: «Я — безупречная авангардная театральная рок-икона»

Знаменитый британский певец, возглавлявший группу Bauhaus, не хочет быть «крестным отцом готического рока»

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

Сегодня, 7 ноября, в «ГлавClub» выступит британский рок-герой Питер Мерфи c концертом, посвященным 40-летию группы Bauhaus, в которой он был фронтменом. Вместе с ним в Россию приехал басист Дэвид Джей — один из участников оригинального состава культовой постпанк-группы, так что у фанатов Bauhaus нынче двойной праздник. Как правило, Bauhaus называют основоположниками готического рока, но Питер Мерфи с этим не согласен — как, впрочем, и со многим остальным.

— Русскому человеку трудно представить себе, на что был похож город Нортгемптон, в котором появились Bauhaus. Вы можете описать его для нас?

— Не думаю, что это имеет значение для истории Bauhaus. Вы можете зайти в Google и посмотреть, на что похож этот город. Единственное, что вам нужно знать: Нортгемптон был почти в точности как Россия — там не происходило ничего интересного. Это был маленький провинциальный город, в котором не было никакой культуры. Поэтому мы создали свою культуру.

— А что за культуру вы создали?

— Вы наверняка знаете ответ. Сейчас все знают, что за культуру создали Bauhaus. Но мы — это мы. Мы и есть искусство. Вы понимаете, о чем я?

— Вроде бы да.

— Нельзя спросить у Леонардо да Винчи, в чем его искусство. Его искусство — это и есть его искусство. Нельзя спросить у картины, что она за картина. Картина и есть картина (смеется). Художник не должен комментировать свои работы. Отклик на искусство — это удел зрителя.

Я был почти как человек Возрождения.

— Хорошо. Но у каждого художника есть учитель или предшественник. И у искусства Леонардо да Винчи были корни. Какие были корни у музыки Bauhaus?

— Нет, когда Микеланджело вошел в студию своего учителя, у него не было корней в искусстве, он просто рисовал дома. Как и я в детстве — я был грамотен и хорошо образован, я писал эссе и рисовал картины, я был хорош в спорте. Я был почти как человек Возрождения.

Так вот, когда Микеланджело оказался в студии своего учителя, тот попросил его нарисовать маленького ангела на картине, над которой работал. Когда учитель увидел этого ангела, он указал на Микеланджело и сказал своим ученикам: «Теперь этот человек — ваш учитель». Понимаете, о чем я? Нет никаких корней. Великие учителя хотят от своих учеников, чтобы они их превзошли. Так что у них нечему учиться, кроме того, чтобы быть самим собой. Ну, технике, конечно, можно научиться.

— А я полагал, что Bauhaus многое взяли от глэм-рока — от Дэвида Боуи и T. Rex.

— Не совсем. Дэвид Боуи не принадлежал к глэм-року. Дэвид Боуи был совершенным, божественным. А глэм-рок был вещью иного рода — Гари Глиттер и прочее плебейское дерьмо. Боуи был как авангардный театр в рок-н-ролле, он изменил все. Боуи был богом.

— История Bauhaus начинается с концерта на Новый год…

— Это был рождественский бал, который устраивали в арт-школе.

— Вы помните, как прошел этот концерт?

— Во всех подробностях — у меня совершенная память. Я помню все. Дэвид Джей тогда еще не играл в группе, а Кевин Хаскинс играл. Я и Дэниел Эш тогда вместе написали половину дебютного альбома Bauhaus. К тому моменту прошло всего две недели, как я начал сочинять песни и петь. Друзья Дэниела пригласили нас выступить на рождественском балу. Вот и все: я вышел на сцену и понял, что это моя судьба.

— Вопрос банальный, но нигде не встречал на него ответа: почему вы решили назваться Bauhaus — кто был знатоком архитектуры в вашей группе?

— Это не имеет значения. Не имеет значения.

Bauhaus называют «крестными отцами готического рока». Вас устраивает этот статус?

— Нет. Лично я — безупречная авангардная театральная рок-икона.

— А что вы думаете о готическом роке?

— Я о нем не думаю. Я не хочу его комментировать — это отдельная культура, не имеющая отношения к Bauhaus. Есть одна великолепная турецкая группа… Какое же у нее название? Что-то в духе She Was Buried… Боже, я забыл. Дайте мне секунду (что-то бормочет). Нет, забыл название. Какой стыд! Словом, я на нее недавно наткнулся. Они великолепны — они лучше, чем все, что случилось в готическом роке: лучше, чем Sisters of Mercy и т.д. Это все туфта, а они — настоящие. И они появились из ниоткуда, как и все лучшие явления.

Это был чистый свет. Прямое действие. Никакой мысли.

— Я пытался вас вывести на разговор о готической эстетике, потому что наблюдаю, как в России она становится все более популярной. Причем там, где этого не ожидаешь.

— Все, что вам нужно знать о готической эстетике, — что ее настоящие приверженцы руководствуются принципом «видеть прекрасное в отчетливо безобразном». Вот это подлинная готическая культура.

— Разве Bauhaus не разделяли эту идею?

— Нет, никогда. Еще раз повторяю — мы никогда не были готической группой.

— А в чем была идея Bauhaus?

— Не было никакой идеи. Это был чистый свет. Прямое действие. Никакой мысли.

— Давайте вернемся к разговору о Дэвиде Боуи. У вас была возможность с ним встретиться — полагаю, и не раз.

— Нет, я не собирался с ним встречаться, он приехал встретиться со мной.

— При каких обстоятельствах?

— Это личное. Не буду рассказывать.

Боуи сказал мне: ты — это то, кем я мог бы быть, Питер.

— Это было не на съемочной площадке фильма «Голод»?

— Мы встретились посередине Атлантического океана. Он сказал мне: ты — это то, кем я мог бы быть, Питер. Я ответил ему: нет, я — это тот, кто ты есть. И мы оба — совершенства.

— Замечательная история. Сейчас, когда вы празднуете 40-летие Bauhaus

— Я не праздную! Это ужасно трудная работа (смеется). Перелеты по 23 часа — устаешь, как дерьмо. Потом еще интервью давать, вот типа такого. Но все искупает ощущение, которое возникает, когда выходишь на сцену. Вот эти два часа — подлинный праздник!

У меня еще четыре интервью сегодня — и кто-то из них звонит прямо сейчас. Задавайте последний вопрос.

— Знаете, по забавному стечению обстоятельств, я недавно брал интервью у Брендана Перри из Dead Can Dance, с которым вы когда-то громко поругались.

— А в чем вопрос?

— Почему вы до сих пор исполняете на концертах одну из песен Dead Can Dance?

— Мы сделали ее нашей песней.

— То есть вы так и не помирились с Бренданом Перри?

— Если бы он мне встретился, я бы надрал ему задницу. Он — тупая м**да и замечательный артист, который сказал обо мне нечто возмутительное. Так что я с ним не помирился, я вообще знать его не хочу.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244850
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411722
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421855
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423510