В 19 лет уроженец Кингисеппа Феликс Бондарев записал альбом с культовыми американскими психоделистами The Brian Jonestown Massacre, а через год выступал с «Мумий Троллем» на фестивале «Нашествие». После этого у деятельного гитариста и продюсера были десятки коллабораций и проектов с разными музыкантами, но главным для него оставался его собственный — RSAC, где он сочинял раздолбайские, грязные и веселые песенки. В этом году, спустя ровно 10 лет, у RSAC началась новая жизнь: сольный проект Феликса Бондарева превратился в полноценную живую группу и выпустил за год уже два альбома — «Голые факты» и «Аргументы». Денис Бояринов встретился с Феликсом Бондаревым и его нынешним напарником по RSAC Леонидом Затагиным, чтобы выяснить, как пришло второе дыхание и как их песни открыла для себя молодежь.
— Феликс, как тебя свела судьба с сан-францисской группой The Brian Jonestown Massacre?
Феликс Бондарев (смеется): Издалека начнем? Тогда Myspace еще был — сейчас придется объяснять, что такое Myspace.
— Древняя соцсеть для музыкантов. Мы ссылку дадим на Википедию.
Бондарев: На Myspace все добавлялись другу к другу в друзья — читали посты друг друга. Там открыто указывались контакты — даже не почты, а Yahoo-мессенджера. Тогда же еще не было ничего в интернете — даже скайпа. Были только ICQ и Yahoo-мессенджер, в котором все регистрировались по имени — felix.bondarev@yahoo. Мне было 18 лет, и я решил проверить, кто из любимых музыкантов онлайн. Написал и Антону Ньюкомбу из The Brian Jonestown Massacre на anton.newcombe@yahoo. Он ответил.
Жалко, тогда не было айфонов и соцсетей — столько всего можно было нащелкать.
— А кому ты еще писал?
Бондарев:The Horrors появились онлайн, что-то ответили и скрылись. The Foals тоже ответили и скрылись. А Ньюкомб не скрылся — он сразу же послал меня на х** и рассказал, как мои деньги сгорят в аду. У него же тогда шиза была постоянная, потому что он много употреблял амфетаминов и пил водки. Но он зачем-то скинул мне свой EP, на котором была песня под названием «Amazing Electronic Talking Cave». И я подумал: так, я сейчас запишу альбом под таким названием, зарегистрируюсь на Myspaсe, добавлюсь к нему в друзья — вот он ох*еет. И план сработал (смеется)! Я сделал какую-то грязную запись. Он удивился и сразу предложил мне приехать в Берлин и записать альбом. За неделю мне оформили билет — его мне выписал его менеджер Алан Макги, бывший директор Oasis.
— Не кто-нибудь! И так ты оказался в Берлине — в 18 лет?
Бондарев: Мне 19 только исполнилось — вот я, конечно, ох*ел тогда.
The Brian Jonestown Massacre — «Detka». Песня, в которой дебютирует вокалист Феликс Бондарев
— Нюхал амфетамины и пил водку с Ньюкомбом?
Бондарев: Нет, меня не допускали до таких радостей. Я в основном тусовался с басистом Spacemen 3 Уиллом Карутерсом. Очень классное было время: жалко, тогда не было айфонов и соцсетей — столько всего можно было нащелкать. Там был закрытый бар «8 мм», в котором тусовали звезды рока — то группа Singapore Sling, то полсостава Sigur Rós, то Брайан Молко с какой-то бабой...
— Как музыкант ты что-то вынес из работы с The Brian Jonestown Massacre?
Бондарев: Пару гитарных строев — точно. Видишь ли, как это было: тебе 19 лет, ты ничего не понимаешь, сидишь дома в Кингисеппе, и вдруг бах — ты не только побывал в Берлине на концерте любимой группы, ты уже с ней альбом записал. Немного подсрывает крышу от чувства собственной важности.
Тот самый альбом The Brian Jonestown Massacre — целиком
— С тех пор ты возвращался к этому альбому?
Бондарев: Только в виде «роялтиз».
— Все еще капают?
Бондарев: Бывает иногда, потому что у них там постоянно идут переиздания. Небольшие — по 350 евро.
— А на стриминге в России ты больше зарабатываешь?
Бондарев: Сейчас уже да. Тут есть один большой плюс: слишком много говна у меня записано за эти 10 лет (смеется).
Мы вышли на сцену в водолазных костюмах. Басист Сдвиг был в ластах. На улице было 38 градусов.
— С группой «Мумий Тролль» ты сколько проработал?
Бондарев: Три месяца катался в туре. Это стало следствием моего сотрудничества с The Brian Jonestown Massacre. Однажды я увидел, как Лагутенко дал интервью журналу «Афиша», в котором перечислял 10 лучших песен на русском языке. На первое место он поставил «Detka», которую мы записали с The Brian Jonestown Massacre. По той же схеме я стал искать Илью Лагутенко. Зашел на сайт «Мумий Тролля» — смотрю, что в контактах указано. Там пишут: пишите на мейл 2@mumiytroll.com по вопросам пиара, а по вопросам букинга — на 3@mumiytroll.com. Ну, думаю, значит, 1@mumiytroll.com — это точно Илья. Пишу ему: «Привет. Я — тот самый чувак из The Brian Jonestown Massacre…»
— Что вы делали с «Мумий Троллем»?
Бондарев: Мой первый концерт с «Мумий Троллем» был на «Нашествии» — мы вышли на сцену в водолазных костюмах. Басист Сдвиг был в ластах. На улице было 38 градусов. Естественно, без всяких вентиляторов. Первая песня — все уже мокрые. И так 1 час 20 минут. Выступили как положено хедлайнерам — в конце подожгли барабаны и ушли. Скинули, наверное, за концерт по пять килограммов каждый. При этом у нас даже не было репетиций.
Потом мы играли очень много корпоративов. Это было лето, когда в Москве стояла жара нереальная — 40 градусов, все кипело. А мы играли по два-три корпоратива в день.
— Какую тебе положили зарплату?
Бондарев: Мне не платили вообще. Я почему-то думал, что покатаемся, а потом будет расчет, — нет, ни х** подобного. Мне нечем было платить за коммуналку в Петербурге, зато тусовался где-то под Саяногорском в самолете с моделями.
— Понятно, почему ты ушел с этой работы.
Бондарев: Да — настала пора платить за коммуналку.
Мне нечем было платить за коммуналку в Петербурге, зато тусовался где-то под Саяногорском в самолете с моделями.
— Сейчас ты возобновил проект RSAC, и такое ощущение, что у тебя творческий подъем, — ты выпускаешь второй альбом за полгода. Только что были «Голые факты» и вот теперь — новые «Аргументы».
Бондарев: У меня три релиза за год — еще же у меня ребенок родился. Наверное, это и была причина, почему поперли песни. Где-то внутри себя я предполагал, что… свободное время скоро кончится (смеется).
Для меня это год, когда в моей жизни все обновилось. Наконец-то появилась группа — причем не из людей, с которыми я могу легко расстаться. Нет, мы — друзья.
— Леонид, кстати, расскажи, как ты оказался в RSAC. Как тебя переманили из Tesla Boy?
Леонид Затагин: Мы с Феликсом давно дружим, и мы пытались сделать что-то вместе. Это было по фану — дома зависаешь, что-то делаешь или развлекаешься на вечеринке. После того как у нас получилось записать «Твою Россию», появились мысли, что это не просто баловство. В это время у группы TeslaBoy возникла большая пауза, потому что Антон Севидов сел за сольный альбом. Так и получилось.
Бондарев: Когда я писал «Голые факты», то у меня не было и мысли, что это можно играть живым составом.
— Поэтому на «Голых фактах» так много драм-машин?
Бондарев: На «Аргументах» тоже много драм-машин. Если писать живые барабаны, то надо писать все целым составом. Поэтому наш дальнейший план такой: откатать тур и сделать еще один релиз — студийный лайв, сделанный всей группой. Сыграть старые и новые песни по-нормальному — как на радио KEXP, только покачественнее.
— На этих альбомах тебя бросает из стороны в сторону — тут гаражный рок, тут прямая бочка, тут рэп. Пытаешься привлечь новую публику?
Бондарев: Это не я — это фиты. Когда песни делались, не думалось, что это будет альбом. Я только потом понял, что все из фитов состоит. Что делать? Как это исполнять? Судя по всему, с такой же проблемой столкнулся Деймон Албарн, когда записывал предпоследний альбом Gorillaz «Humanz». Но так получилось, что мы уже вокалистку взяли.
У меня три релиза за год — еще же у меня ребенок родился. Наверное, это и была причина, почему поперли песни.
— Словом, группа RSAC развивается естественным образом.
Бондарев: Развилась уже. Превратилась в такую корпорацию. Каждый со своим мнением — и мне это нравится. Я устал за столько лет работать один — с собственной головой. Поэтому, видимо, меня и кидало из стороны в сторону.
Видишь ли, мне всегда было очень легко записать трек — я просто делал то, что мне нравится. Не думая о том, зачем я это делаю. Нравится мне прямая бочка — раз — и записал трек с прямой бочкой. Сейчас понимаю, что надо считаться не только с самим собой.
— RSAC недавно выступали на фестивале StationNarva в Нарве — вместе с Echo and the Bunnymen и певицей Гречкой. Всех убрали?
Бондарев: Там еще был крутой момент: на этом фестивале я впервые выступил вместе со своим отцом. Он — гитарист, играет джаз и блюз и преподает игру на гитаре. Он принес свои педали, надел лучший пиджак и вышел на сцену на три последние песни. Стоять с отцом на сцене и играть грязный стиль — это очень круто.
Играешь песню, которая вышла месяц назад, — все знают ее наизусть.
— Так все же у группы Red Samara Automobile Club обновилась аудитория?
Бондарев: Обновилась — и серьезно. Никто уже и не помнит, что RSAC когда-то так расшифровывался. Это было заметно по первым нашим гастрольным турам. Играешь старую песню — думаешь: сейчас наверняка все взорвется. Стоят. Играешь песню, которая вышла месяц назад, — все знают ее наизусть. Это и обидно, и круто. Но эту е**ную «Красную девятку» знают везде — вот что бесит.
Red Samara Automobile Club — «Красная девятка». Первый хит Феликса Бондарева
— Как ты объясняешь, что группу открыла для себя молодежь?
Бондарев: Многие нынешние молодежные группы вдохновлялись моими песнями. RSAC — любимая группа Кирилла Бледного из «Пошлой Молли», у Луны куча моих записей. Недавно Yanix подходит и говорит: «Группа “Волны” у тебя была — это было ох*енно». Как на это реагировать?
— Со всеми записывать фиты.
Бондарев(смеется): На «Аргументах» уже есть фит с «Пошлой Молли»
— Зачем тебе была нужна песня «2 раза»? Это стеб над 90-ми или над певицей Гречкой?
Бондарев (обращаясь к Леониду): Где это было? А, это был Нижний Новгород — когда у Вани (барабанщика RSAC. — Ред.) был день рождения и мы с тобой садились в «Сапсан» до Питера, не спав ни х**, и я тебе говорил: смотри, какие ходы придумал.
Затагин: Естественно, есть стебовый налет на всем этом. В ней припев из песни кабаре-дуэта «Академия», которая никогда и никем серьезно не воспринималась.
— Молодые люди, которые приходят к вам теперь на концерты, этого не знают.
Затагин: Так это же классно.
Бондарев: Все говорят про кабаре-дуэт «Академия», но никто не замечает, что там во втором куплете большая цитата из Глюкозы.
— И еще мелодия из хита ATB.
Бондарев: Это грязные хитрости для стариков. Конечно, это стеб над всеми.
Затагин: Не будем называть имена.
— Но нам-то, старикам, хотелось бы от вас услышать что-то в духе The Brian Jonestown Massacre.
Бондарев: Странно, что до сих пор я ничего не сделал такого. Даже для меня самого странно — я люблю этот звук. Но сейчас я чувствую, что уже близок к этому, — накупил педалей, хороший pedalboard, достаточно гитар. Готов экспериментировать — уже аккуратно набираю в Гугле «строй My Bloody Valentine». Да и второй альбом «Волн» не за горами.
— В связи с новой жизнью RSAC все остальные свои проекты и коллаборации ты закрыл? Или еще с кем-то сотрудничаешь?
Бондарев:TheBrianJonestownMassacre, скорее всего (смеется). Готово уже два трека. Вернемся из тура — и доделаем альбом. Я понимаю, что мне до сих пор больше нравится делать музыку для кого-то, чем для себя. Потому что очень быстро считываешь то, что хотят другие. А самого себя считать — очень тяжело.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова