10 сентября 2018Современная музыка
207

Дмитрий Курляндский: «Я как будто устроил себе землетрясение»

Композитор-экспериментатор и автор радикальных опер записал альбом песен под электронный аккомпанемент, сделанный на iPad

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Молли Таллант

Дмитрий Курляндский — сооснователь группы «Сопротивление материала» и музыкальный руководитель «Электротеатра Станиславский» — один из российских композиторов, проводящих радикальные эксперименты на территории так называемой академической музыки. И его новый альбом «Город где», записанный вместе с поэтом Настей Родионовой, певицей Сашей Верхошанской и композитором Владимиром Горлинским, можно считать одним из них, хотя это по жанру — тихие песни, почти романсы, находящиеся где-то между эмбиентом, трип-хопом и IDM. COLTA.RU обратилась за комментариями к автору.

— Почему вы решили — как написано в пресс-релизе — «выйти на территорию альтернативной музыки»? Вы, один из героев новой российской академической музыки, — и вдруг занялись песнями под электронный звукоряд — музыкой неновой и неакадемической.

— Основная тема, которая волнует меня в музыке, в моей работе, — выход за пределы стереотипов, готовых моделей, постоянный пересмотр того, что есть музыка, что принято называть музыкой. Без такого пересмотра искусство (и не только — наша частная жизнь тоже) начинает стагнировать. Но в какой-то момент даже территория самого радикального поиска затвердевает, обрастает собственными моделями, собственной инерцией. Я почувствовал необходимость выбить из-под себя почву, выйти из себя, получить новый, неожиданный опыт. Можно сказать, что это поиск себя, который осуществляется через отказ от себя.

— Что было раньше в этом проекте — поэзия Насти Родионовой или вокал Александры Верхошанской?

— Текст для меня — первичный стимул. На самом деле я давно подумывал о возможности такого проекта. Но я никак не мог найти тексты, которые стали бы моим проводником, — с Настиными текстами у меня все срослось. А Саша — я давно знаю и слышу ее голос, мы вместе работаем в «Электротеатре Станиславский», так что я услышал Настины тексты именно в Сашином исполнении, они сразу зазвучали ее голосом.

Настя Родионова и Дмитрий КурляндскийНастя Родионова и Дмитрий Курляндский© Молли Таллант

— В проекте принял участие другой композитор — Владимир Горлинский. В чем был его интерес?

— Я попросил его сымпровизировать на материал первой песни — «Город где». Объяснил, чего бы мне хотелось, — и он записал свою импровизацию. Володя — очень близкий мне по духу и творческому складу человек: он так же ищет новые территории, новый опыт. Во многих песнях альбома я работал с сэмплами, которые извлек из его импровизации, — и только в восьмом треке его игра слышна в оригинале.

— Как давно вы занимаетесь, скажем так, экспериментами в области U-Musik? Есть ли у вас еще какие-то проекты в этой области — может, вы делаете ремиксы под псевдонимом, а мы и не знаем ничего?

— В 2016 году мы с композитором и саунд-артистом Андреем Гурьяновым образовали дуэт KGXXX. Свое направление мы обозначили как open dance music — где-то между IDM и экспериментальной музыкой. Периодически мы выступаем в рамках небольших фестивалей электронной музыки. Но было и несколько независимых проектов (например, в Электротеатре, в Новом пространстве Театра наций, в центре современной культуры «Смена» в Казани и пр.).

— Как этот проект сделан технологически — как вы делаете электронную музыку?

— Очень просто (и это одна из задач, которые я перед собой ставил) — все сделано на моем айпаде. Я использую довольно много программ, плагинов, строю из них сложные цепочки — по сути, это все живая электроника. Но не выхожу за пределы моего айпада. Потом, конечно, сведение и мастеринг на компьютере.

Автор — тот, кто законы жанра преодолевает, расширяет, трансформирует. А тот, кто им следует, — скорее аватар, чем автор: он обслуживает жанр, жанр его использует.

— Этот проект каким-нибудь образом расширил ваш композиторский опыт?

— Безусловно, расширил — это новая для меня территория. Я не чувствую себя на ней спокойно, комфортно, уверенно. Я здесь не защищен броней своих знаний и умений. Вот это ощущение для меня важно. Я как будто устроил себе землетрясение.

— Каким образом в этом проекте вы сформулировали для себя правила игры? Где для вас проходит граница между академической музыкой и «альтернативной»?

— Для меня, на самом деле, нет такой границы. Композиторское, авторское мышление применимо на любой территории. Есть жанры — симфония или соната, рэп или техно. Жанры диктуют свои законы. Автор — тот, кто эти законы преодолевает, расширяет, трансформирует. А тот, кто им следует, — скорее аватар, чем автор: он обслуживает жанр, жанр его использует. Мы произносим слово «рэп» — и уже приблизительно слышим, представляем, что это. Кто-то подтверждает наши ожидания — кто-то их взрывает, переворачивает. Мы ожидаем услышать что-то вроде Кендрика Ламара, но в меньшей степени Moor Mother, Death Grips или Clipping — они расширяют наши представления о жанре. Ламар — оправдывает. Ну, а слушатель сам решает, хочет он искать подтверждения своих ожиданий или выхода за их пределы. Чаще — первого. Не многие готовы и хотят меняться, изменение несет опасность.

Саша ВерхошанскаяСаша Верхошанская

— Есть ли какие-то фирменные черты, объединяющие этот проект и известнейшие из ваших «академических» вещей — скажем, «Носферату»?

— Безусловно, любое мое сочинение — вызов самому себе. На этом уровне «Носферату» и «Город где» — звенья одной цепи.

— Мне ваша электронная музыка по звуку напомнила глитч и клик-н-катс, направления, расцветшие в 2000-х, — Рёдзи Икеду, Маркуса Поппа и Matmos. Каковы ваши герои в электронной музыке?

— Я много слушаю электронику. Наиболее интересны мне поздние Autechre, Grischa Lichtenberger, Emptyset, лейблы Raster Noton, Stroboscopic Artefacts и пр. — все, что открыто эксперименту.

— Вы следите за тем, что происходит сейчас в U-Musik? И что, как вам кажется, в ней происходит? Есть ли в ней имена, явления, тенденции, которые вас интересуют и за которыми вы следите?

— Слежу в меру сил и времени. Ищу и жду того же поиска, выхода, о котором так много сказал уже. Нахожу в очень разных областях — к уже перечисленному могу добавить Dirty Projectors, David Sylvian, James Blake и даже FKA Twigs.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244894
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411753
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416660
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421884
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423537