6 сентября 2018Современная музыка
128

Блаженный

Как Эдвард Гордон по прозвищу Laraaji познакомился с Брайаном Ино, стал экспертом в смеховой медитации и классиком нью-эйджа

текст: Ник Завриев
Detailed_picture© Nathan Perkel / Record Culture Magazine

9 сентября в парке Горького пройдет фестиваль Fields, описывающий свой формат как совмещение электронной и академической музыки. Одним из его участников станет американский музыкант Эдвард Ларри Гордон, более известный как Laraaji. 74-летний Laraaji в первую очередь известен благодаря пластинке «Ambient 3 (Day of Radiance, выпущенной в 1979 году под патронажем Брайана Ино и вошедшей в серию из четырех альбомов, фактически задавших канон жанра «эмбиент».

Можно долго перечислять его заслуги (с тех пор он записал несколько десятков альбомов, стал классиком нью-эйджа и поработал с такими музыкантами, как Билл Ласвелл, Майкл Брук и Sun Araw; к тому же Laraaji — возможно, самый известный в мире исполнитель на цитре), но интересен он совсем не только этим. Laraaji — человек с крайне необычной биографией. Даже на фоне разношерстного музыкального мира, в котором фактически нет никаких законов и правил, как добиться успеха, Laraaji выглядит слегка блаженным. Его сорокалетняя карьера словно бы развивается не «благодаря», а «вопреки», как непрерывная цепь счастливых случайностей. Свой любимый инструмент, цитру, он совершенно случайно купил в ломбарде, а с Брайаном Ино так же случайно столкнулся на улице.

Начнем с того, что становиться профессиональным музыкантом Эдвард Гордон вроде бы и не собирался, но вмешалась какая-то высшая сила. «В 10 лет я начал учиться играть на скрипке, а вскоре после этого — еще и на фортепиано. Моя мама, которая работала в государственной школе в городе Перт-Амбой, Нью-Джерси, всегда поддерживала мое детское увлечение музыкой и вдохновляла меня. Но в старших классах я совсем не думал о том, чтобы стать музыкантом, а собирался поступить в инженерный колледж. И вдруг лет в 17 ко мне пришло осознание того, что исполнение и сочинение музыки более важны для меня. Это заставило меня поменять программу обучения и поступить в музыкальный колледж. В результате с 1962-го по 1966-й я учился в колледже искусств Говардского университета, но диплома так и не получил».

Ни о какой экспериментальной музыке юный Laraaji тоже не помышлял. Он любил джаз, соул и поп-музыку, как и многие американцы тех лет. «В то время меня вдохновляли скрипач-виртуоз Флориан Забах, пианисты Либераче, Андре Превин, Дейв Брубек, Оскар Питерсон, Эрролл Гарнер, а также Кёртис Мэйфилд, The Beatles, Арета Франклин, Марвин Гей, Джеймс Браун, Фэтс Домино, Смоки Робинсон».

Не преуспев в системе американского музыкального образования, Laraaji решил посвятить себя другому искусству. Он перебрался в Нью-Йорк, стал сочинять юмористические скетчи и пробовать себя в качестве комедийного актера. Но и тут начали происходить странные совпадения. «Когда я практиковался в стендапе в Гринвич-Виллидж в конце шестидесятых, в клубах, где я выступал, часто играли блюграсс-ансамбли. Музыканты там частенько играли на необычном инструменте, который меня очень заинтересовал. Это была автоарфа; ее еще называют аккордовой цитрой».

© Ник Завриев

Далее в жизни Эдварда Гордона происходит еще одна вещь, благодаря которой мы и знаем его сегодня как Laraaji. Он открывает для себя восточную философию (что в конце шестидесятых — начале семидесятых было, можно сказать, частью культурного кода современного человека: вспомним хотя бы The Beatles) и увлекается йогой и медитацией. И тут — снова счастливое совпадение. «Спустя восемь лет после того, как я впервые увидел цитру, какое-то мистическое озарение привело меня в Квинс на распродажу музыкальных инструментов из местного ломбарда. Там я и купил свой инструмент. Это было время, когда медитация и духовные учения открывали мне путь к космическому сознанию. Цитра как будто сама толкала меня к экспериментам и поискам нового звучания. Я мог часами импровизировать, глубже и глубже погружаясь в измененное состояние сознания. Цитра стала для меня инструментом для медитации и просто другом. Используя экспериментальные техники игры и настраивая ее на необычный строй, я мог играть и записываться бесконечно».

Немного освоившись с новым инструментом и приладив к нему звукосниматель, Laraaji по старой нью-йоркской традиции (так делал, например, один из кумиров его юности Сонни Роллинз) стал выходить попрактиковаться на улицу. Вскоре (к тому моменту у Эдварда был уже один альбом, записанный под «паспортным» именем) музыкант попался на глаза Брайану Ино. Совпадение? Ну вы поняли. «Дело было в Вашингтон-Сквер-парке в Нью-Йорке в 1979-м. Ранним осенним вечером я играл там на электрической цитре. Я играл с закрытыми глазами, поэтому он просто оставил мне записку со своими контактами и предложением связаться по поводу записи (Брайан тогда работал над серией альбомов “Ambient”). Невероятно воодушевившись, я позвонил ему на следующий день, и мы договорились встретиться у него дома в Гринвич-Виллидж». Дальше все продолжало происходить будто бы само собой. «Мы быстро всё обсудили и договорились устроить сессию записи с цитрой. Запись прошла легко и непринужденно — Брайану сразу понравились вариации трека “The Dance”, но для медитативной части нам понадобилась более тихая студия, подальше от поездов метро».

Альбом и впрямь вышел необычным. С одной стороны — непривычный звук цитры и цимбал (вся пластинка записана, по сути, на акустических инструментах) и восточная медитативность. С другой — по структуре эта музыка имела много общего с набиравшим тогда ход академическим минимализмом — в первую очередь, со Стивом Райхом и его бесконечными петлями. Влияние Райха сам Эдвард не отрицает, но первичным в своей музыке считает именно восточно-мистический корень, а себя — не более чем скромным проводником космической энергии. «Музыку Стива Райха я нахожу очень смелой. Она, без сомнения, вдохновила меня на поиск трансовых состояний через повторы. Но музыка, которая приходит ко мне и течет через меня наружу, не имеет жанрового названия. Она просто красивая, радостная, она помогает войти в состояние транса. Я стараюсь быть открытым к гармонии, искать тот строй и те сочетания звуков, которые стимулируют воображение, открывают сердце свету и помогают найти космический порядок вещей».

Последующие пластинки (а издавался музыкант охотно и часто) в совокупности с активностью в области йоги (Laraaji совместил два своих увлечения и стал экспертом в области смеховой медитации) сделали его классиком нью-эйджа. Но если к нью-эйджу как образу жизни Laraaji относится с теплотой, то музыкальный термин кажется ему сомнительным. «Этот термин может быть обманчивым или даже вредным в том случае, если мешает слушателю полностью отдаться моменту. Настоящий нью-эйдж и заключается в этом постоянном присутствии, а самая лучшая нью-эйдж-музыка не создается людьми: это внутренний космический надам, свободный поток звука, вибрация космического поля, ощущаемая корой головного мозга, а не ухом. В этом потоке нет ни начала, ни конца. А музыканты — не более чем каналы, по которым музыка приходит в наш мир».

Когда в конце девяностых нью-эйдж вышел из моды и спрос на музыку Laraaji со стороны издателей снизился, он открыл для себя самиздат и принялся записывать по несколько альбомов в год и распространять их среди верной и достаточно многочисленной публики, посещавшей всевозможные семинары, воркшопы и ретриты, связанные с йогой. Десятилетие спустя опала нью-эйджа закончилась, и Laraaji снова оказался на гребне волны. Его пластинку выпустил модный и передовой бруклинский лейбл RVNG Intl., снова взялся за издание его музыки мощный All Saints, аффилированный с Брайаном Ино (Ино и Laraaji стали близкими друзьями и все это время поддерживали отношения), а в конце концов старые записи Laraaji материализовались там, где их уж совсем не ждешь, — на американском инди-гиганте Stones Throw Records, а точнее, на его подразделении — лейбле Leaving Records.

«C Мэтью Дэвидом Маккуином, продюсером лейбла Leaving Records, мы познакомились в Лос-Анджелесе на семинаре по смеховой медитации через замечательного визионера Дугласа Макгована (основатель Yoga Records и арт-директор чикагского лейбла Numero Group. — Ред.). Мэтью предложил отправить ему кассеты с моими ранними записями, что я и сделал, после чего он собрал из этих кассет релиз для своего лейбла. Эта встреча и то, что из нее получилось, — отличный пример того, что я называю нью-эйджем. Удовольствие, осознанность, неподвластность времени».

Самое удивительное, что Laraaji удалось отлично вписаться в современный контекст. Нынешние музыканты-новаторы от Дэниела Лопатина до Sun Araw сформировались в том числе и под влиянием его музыки и всячески подчеркивают эту преемственность. А сам он не просто выпускает пластинки на модных лейблах, но и гастролирует по крупным фестивалям вроде финского Flow, где собирает аншлаги, играя для людей, которые годятся ему во внуки и слышат его музыку впервые. Опыт игры перед новыми зрителями он находит абсолютно позитивным: «У меня создалось впечатление, что они глубоко погружены в звук, а не просто получают поверхностный опыт. И это очень вдохновляет меня дальше распространять по миру то, что было даровано мне космосом». На восьмом десятке он по-прежнему выглядит совсем не престарелым профессором, а подтянутым, веселым и моложавым хиппи в цветастых нарядах. И играет, кажется, с той же легкостью и с той же энергетикой, что и 40 лет назад в Вашингтон-Сквер-парке, когда попался на глаза Брайану Ино.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244891
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411751
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416658
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421882
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423535