Джем вместо войны

Как в Санкт-Петербурге прошел Международный день джаза с Херби Хэнкоком и Игорем Бутманом

текст: Денис Бояринов
Detailed_pictureБен Уильямс, Брэнфорд Марсалис, Джеймс Моррисон, Игорь Бутман© Steve Mundinger

Джаз совсем не походит на футбол, но у них есть и что-то общее — масса фанов по всему свету и грандиозные международные события, сопоставимые с чемпионатом мира. К примеру, каждое 30 апреля при поддержке ЮНЕСКО в мире празднуется Международный день джаза. Он отмечается с 2012 года по инициативе великого пианиста Херби Хэнкока, без которого и современный джаз, и хип-хоп были бы совсем другими. В этом году джазовые концерты, приуроченные к красной дате, прошли в 195 странах мира, но главный, ритуальный, транслировавшийся на весь мир All-Star Global Concert состоялся в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского-2. Чтобы в нем выступить, в Россию приехали международные звезды джаза — дива Дайан Ривз, саксофонист Брэнфорд Марсалис, квартет The Manhattan Transfer, органист Джоуи ДеФранческо, гитарист Ли Ритенаур, трубач Тиль Брённер, певец Кёрт Эллинг, певица и гитаристка Фатумата Диавара, пианист-интеллектуал Роберт Гласпер и другие. Что ни имя, то страница в Музыкальной энциклопедии и премия «Грэмми», а то и пять, как у Дайан Ривз, или четырнадцать, как у Херби Хэнкока. Вместе с ними в гала-концерте выступали российские джазмены — пианист и певец Олег Аккуратов, мультиинструменталист Давид Голощёкин, пианист Анатолий Кролл, трубач Вадим Эйленкриг, барабанщик Олег Бутман, Московский джазовый оркестр и, разумеется, его руководитель, саксофонист Игорь Бутман — владелец джазового лейбла и клубов, организатор фестивалей и главный инициатор проведения МДД в России. К праздничному гала-концерту, на который можно было попасть бесплатно по предварительной регистрации, прилагалась развернутая программа из джазовых концертов в клубах и под открытым небом, кинопоказов, публичных дискуссий, лекций и мастер-классов. Прежде инициативу Херби Хэнкока принимали у себя Вашингтон, Париж, Стамбул, Осака и Гавана. В будущем году она поедет в Сидней. Чтобы на один день стать мировой столицей джаза, Санкт-Петербург участвовал в конкурсе и, что приятно, выиграл это право у 18 городов-соперников.

Санкт-Петербургу к лицу статус «столицы джаза», так почему бы не присвоить его навсегда — ну хотя бы на российском уровне? У города Петра есть на это исторические основания: здесь проводились одни из первых в Советском Союзе джазовых концертов и знаменитых фестивалей, появился первый советский джаз-клуб «Д-58» и единственная в стране джазовая филармония. Джаз в Петербурге жив и поныне: его можно найти не только в специально отведенных гетто и не только по праздникам. Его можно услышать в повседневной реальности — в такси, на волнах радио «Эрмитаж» и в новых барах на Некрасова, причем в живом исполнении. Его могло бы быть и еще больше в жизни петербуржцев, и никому от этого не было бы плохо. По крайней мере, открытая сцена МДД, установленная в Александровском саду, где три дня выступали джазовые коллективы, убеждала в том, что напрасно джаз считают музыкой для избранных — для взрослых или «толстых», как когда-то заклеймил джаз Максим Горький. И в дождь, и при жарком солнце вокруг этой сцены собиралась внушительная толпа людей разных возрастов и сословий: матерый седой джаз-фан в тяжелых ботинках, старушка из пышечной, парочка влюбленных, молодое семейство, маленький мальчик с игрушечной красной гитарой, модники в непростых кроссовках восторженно слушали не просто сладенький инструментальный джаз-музак, а оригинальные фолк-баллады Алины Ростоцкой и психоделический фьюжен Marimba Plus. На лекциях журналиста и писателя Кирилла Мошкова о корнях американского и советского джаза (из которых следовало, что кое-где они переплетаются) было трудно найти свободное место. На мастер-классы зарубежных музыкантов и вовсе невозможно было попасть — звучало сакраментальное «мест нет», и журналистов не пускали в зал даже по аккредитации.

Джон Бизли, Ли РитенаурДжон Бизли, Ли Ритенаур© Steve Mundinger

«Джаз в России прошел все этапы — любовь, ненависть, восхищение, унижение. Он выжил и занял огромное место в культурном пространстве страны», — сказал на открытии МДД в Главном штабе Эрмитажа Игорь Бутман. Это были приличествующие моменту слова, в которые захотелось поверить. Ну а что он еще мог сказать на официальном мероприятии в реальном присутствии Херби Хэнкока, президента Института джаза имени Телониуса Монка Томаса Картера и — виртуальном — президента РФ В.В. Путина? Портрет улыбающегося президента был напечатан в официальных буклетах МДД над его обращением к участникам международного события: «Этот яркий праздник ежегодно собирает в одной из мировых джазовых столиц большую армию поклонников этого уникального музыкального жанра». Даже в приветствии по радостному поводу российский президент не смог обойтись без упоминания «большой армии». Но времена сейчас такие — враг у ворот.

Тема миротворческой силы джаза во времена международных политических конфликтов была как следует отыграна во время гала-концерта в Мариинском-2. Это неудивительно: американского консульства в Санкт-Петербурге больше нет, а американский джаз еще завозят, и это надо ценить. Свою вступительную речь на гала-концерте Херби Хэнкок закончил изящно: «У джаза есть силы объединить всех граждан мира в одну человеческую расу. Сейчас как никогда раньше миру нужен Международный день джаза» — и эти слова утонули в оглушительных аплодисментах и восторженных криках «армии поклонников», как будто мы действительно были не в Мариинке, а на футбольном стадионе, где сборная России только что забила гол. Из центра партера словам великого американского джазмена увлеченно рукоплескали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и руководитель информагентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, которому въезд в США запрещен с 2014 года. Это как будто было еще одним свидетельством того, что Херби Хэнкок прав. Потом на сцену вышел экс-министр культуры Михаил Швыдкой и торжественно зачитал обращение президента РФ из буклета, а в конце добавил от себя что-то вольное — в том духе, что лучше бы политики занялись, как джазмены, джем-сейшеном, а не войной.

Фатумата ДиавараФатумата Диавара© Steve Mundinger

Войны нам не надо, но такой джем, как у компании, собранной Херби Хэнкоком, Джоном Бизли и Игорем Бутманом на гала-концерте, у политиков все равно не получится. Высококлассные музыканты из разных стран и поколений сцеплялись в ансамбли так, что не оставалось сомнений: джаз не знает границ — ни национальных, ни культурных, ни языковых, ни возрастных. Незрячий пианист и вокалист Олег Аккуратов блистал в тандеме с заслуженным австралийским трубачом Джеймсом Моррисоном, который вплел в импровизацию цитату из «Ленинградской симфонии» Шостаковича — и зал мгновенно откликнулся одобрительным гудением. Бразильская певица Лусиана Соуза устроила перекличку с деликатным роялем Анатолия Кролла. Другой наш джазовый патриарх Давид Голощёкин по-мальчишески радовался, отыграв скрипичное соло в эллингтоновском шедевре «In a Sentimental Mood», развернувшемся в бенефис величественной Дайан Ривз. Квартет The Manhattan Transfer показал аттракцион скэтовой эквилибристики, Кёрт Эллинг продемонстрировал большой американский эстрадный стиль, а марокканский певец Хасан Хакмун, отталкивающийся от ритуальной традиции пения народа гнауа, при поддержке интернациональной команды музыкантов устроил сеанс джаз-рокового шаманизма. Певица и гитаристка из Кот-д'Ивуара Фатумата Диавара во время исполнения собственной песни «Sowa» выдала в зал порцию бешеного африканского грува, доведя до экстатической истерики трубу аккомпанировавшего ей Вадима Эйленкрига. Игорь Бутман в любой компании, даже Брэнфорда Марсалиса, держался уверенно и по-хозяйски, чувствуя себя полностью на своей территории, но, когда дело доходило до его соло, как будто рвал на себе бабочку и рубаху. 14-кратный лауреат «Грэмми» Херби Хэнкок не раз за вечер сел к роялю, а в своей классической пьесе «Actual Proof», превратившейся в деконструированную босанову, даже исполнил несколько пассажей на синтезаторе Korg Kronos, напомнив присутствующим о своем вкладе в развитие электронного джаза.

«Imagine»: финал All-Star Global Concert в Санкт-Петербурге

Закончился гала-концерт звездным исполнением гимна пацифизму — «Imagine» Джона Леннона, которая превратилась к финалу во всеобщую хороводную под африканский ритм. Доведенная до восторга публика в Мариинском-2 сорвалась с бархатных кресел и устремилась плясать в проходы и под сцену. Вот тут стало ясно, что наши наконец-то победили.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20247302
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202413955
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202418491
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202423677
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425277