24 апреля 2018Современная музыка
213

«Никому мы не нужны, деревня»

Стихийный панк-рок, монологи о чести и критика чиновников: как Скриптонит выступил в столице родной страны

текст: Инна Денисова
Detailed_picture© @real_scrip

В 18-миллионном Казахстане Скриптонита слушает каждый школьник и каждый таксист. В процентном соотношении поклонников даже больше, чем среди российских таксистов и школьников. Инна Денисова сходила на концерт в столице родной страны казахстанского рэпера — Астане — и окунулась в атмосферу, отличную от московской.

Всех будоражат истории головокружительных взлетов.

Когда стартуешь в казахстанском поселке Ленинский, что в двенадцати километрах от Павлодара (а Павлодар, в свою очередь, находится в четырехстах километрах от Астаны; то есть все это не middle of nowhere, а end of nowhere). А финишируешь совместными записями с Tricky и Major Lazer, титулом «Открытие года» от журнала GQ и миллионными просмотрами клипов на YouTube.

Концерт на 12-тысячной спортивной арене в столице своей страны в этой ситуации оказывается заявленным как бы извне, с высоты положения, из столицы Большого Брата. В Казахстане, где общество ориентировано на экономику и материальную культуру, такой успех равен канонизации. Скриптонит повсюду «наш» и каждому казаху «свой», а московская прописка лишь утраивает желание этой близости. За пару месяцев, проведенных в Казахстане, только один человек сказал мне: «Я его не слушаю — слишком сильно матерится».

Остальные, особенно павлодарцы, шептали неизменное «ах».

Начнем с того, что Астана — весьма специфический город, где странно как павлодарцу, так и москвичу. Странно даже не потому, что это спроектированная столица: таких много — та же Канберра, тот же Вашингтон. Странность Астаны в том, что город светлого будущего двадцать лет назад встроили в город мрачного прошлого — Целиноград, он же Акмолинск, куда депортировали жен изменников Родины (в Акмолинской области находился знаменитый лагерь АЛЖИР). Вкачав миллионы в одну часть города, другую оставили без изменений. Астана расположена на берегах реки Ишим, и ее жители четко разделяют город на левый и правый берега. Левый — это каменные дворцы и прочие формы архитектурной мегаломании, свойственной нефтяным державам; есть любопытные сооружения — например, торговый центр «Хан Шатыр» Нормана Фостера, вошедший в десятку лучших мировых экозданий в Forbes Style. Или Фостера же Назарбаев-центр — круглый глаз-гигант из голубого стекла. Каждое стоит отдельно, как бы само по себе, в пустом пространстве, соблюдая закон степи.

«Барыс-арена» на одиннадцать с половиной тысяч зрителей, где проводят концерт Скриптонита, — не исключение: круглый стеклянный дворец изящной конструкции кажется миражом в пустыне.

Правый берег Астаны — это уже Казахстан без понтов, с землянками лагерных времен, замшелыми пятиэтажками, вздутым асфальтом и жестяными заборами. Зимой ямы и ухабы на дорогах покрываются ледяной коркой, весной заполняются грязью, не пройти в любом случае.

Один из жителей правого берега рассказал мне, как к первой годовщине назначения города столицей реставрировали главную улицу правого берега — проспект Республики. Обклеив старые фасады декором, образовавшийся строительный мусор сгребли во дворы; жители потом долго с трудом выбирались из подъездов. Две части странного города, старая и новая, сосуществуют бок о бок, не желая знать друг о друге.

Ко входу в партер тянется длинный хвост очереди. Вход на трибуны свободен, прохожу быстро. Стоимость билета — 13 000 тенге (примерно 2500 рублей) — цена комфорта. Людей на трибунах примерно в десять раз меньше, чем в партере. «Промоутеры плохо работают», — человек за моей спиной кивает в сторону пустых задних трибун.

Партер, разделенный железом на два сектора, ближний и дальний, заполняется медленно, через узкое горло дверной створки. Вдоль железа люди в черном, на спинах надписи «Ұлттық ұланы». «Это срочники, наши внутренние войска, — объясняет мне школьник, сидящий рядом, — так положено». Справа компания девчонок делает селфи в сердечках.

Свет гаснет, но это заигрывания; саундтрек меняется с «Trap Trap Trap» Рика Росса на песню Кэти Перри. Концерт уже задерживают на час. Московский был тоже задержан. То есть артист ведет себя как звезда: Леди Гага (известный факт) регулярно опаздывает на два. «Вот что значит казахские корни: позвали в восемь, выйдет в 9:30», — ропщут зрители. Но не требуют, не зовут, не плачут. Ждут терпеливо и тихо. Так положено.

Скриптонит и его группа Jillzay выходят на сцену в 9:30. Лес рук с телефонами; даже мои соседки переключают режим в обратную от своих лиц сторону.

«Салам алейкум, Астана, — говорит человек в джинсовой куртке (его зовут Ануар, он читает рэп вместе со Скриптонитом). — Мы извиняемся за задержку. Вы же понимаете, что это не просто так. Технические причины».

Все музыканты на сцене, включая фронтмена, вдруг вовлекаются в жизненную ситуацию, не являющуюся частью шоу: кому-то стало плохо в партере, всех просят расступиться и помочь. Скриптонит тут же на всякий случай призывает не имитировать обмороки, предупреждая: в гримерную все равно никого не отнесут.

Начинают композицией «Время возвращаться» — первой с последнего двойного альбома «Уроборос». С бритой головой и белым полотенцем, перекинутым через плечо, Скриптонит, он же Адиль Жалелов, напоминает буддийского монаха. Заканчивая петь, ставит себе оценку: «Не совсем так круто, как мы могли бы для начала».

— Есть же среди вас люди, которые слышали, что со мной сейчас ведутся переговоры о бесплатном выступлении в Павлодаре? — он вдруг начинает общаться с залом.

— Да! — кричат ему в ответ.

— У нас есть маленькие вопросы, совсем небольшие. Такая социальная х**ня сейчас пойдет (смеется). Ну, я быстро, короче. Мне уже года три интересно, почему я прилетаю в Павлодар, а у нашего аэропорта нет рукавов. Где нет рукавов, должны быть автобусы. Я хотел снять об этом ролик на Новый год. Но переживал, что буду выглядеть типом, которому хорошо живется и он решил из-за бугра что-то завонять про администрацию города. Вы многие, наверное, из Павлодара на машинах ехали. (Крик «да-а-а».) Как вам наша трасса павлодарско-астанинская любимая? Десять лет ее уже мутят. Вы считаете, это правильно?

— Не-е-е-т, — отвечает зал.

— Какие-то люди из Павлодара якобы просят меня о бесплатном концерте. Потом будут говорить, что я такой х*еплет конченый, отказал вам. Со мной даже никто не поговорил. Но — даже если они со мной поговорят. А сделали ли они что-то для меня, для моих близких, для людей, живущих в моем городе? Ленинский — это мой поселок, я, когда приезжаю, всегда езжу туда. В Ленинском все осталось таким же, как было, когда я был маленьким. Ладно, я понимаю такое отношение к Ленинскому. На х** мы кому нужны, деревня, б****, со своими баскетбольными кольцами. Автобусы вечером везут людей с работы, а по дороге ни одного фонаря, колдобины на трассе. Я не прошу, там, помогать детям бездомным, да. Приюты для собак строить, всякую х**ню выдумывать, б****. Сверх того, что люди действительно могут. В общем, вы считаете, это правильно — просить меня после этого бесплатно выступить? Я выступлю, если так надо, для вас. Но то, что я сказал, не должно забыться.

— Я выступлю для вас, — повторяет он. — Да, я переживаю за свою жопу. Не хочу, чтобы вы неправильно про меня думали. Потому что мне важны мои честь, достоинство. Потому что это так или иначе касается моего отца и предков, я как мужчина сейчас это отстаиваю. Чтобы вы не думали про меня и про моего отца, что он меня неправильно воспитал.

Пока я размышляю, рассказывает ли он про «честь предков» на московских концертах или это дань местному менталитету, он подводит итог:

— Любой е**ный «Икарус» возьмите, чтобы ездил в аэропорту. Сделайте трассу и сделайте свет на дорогах. Спасибо, в общем, я не собираюсь больше разглагольствовать.

На второй песне, про Ниу Санчес, зал все еще спит. «Вы так себя ведете, как будто мы каждую неделю приезжаем», — говорит Ануар.

— Будто кайфуете, а сами жесткие, — Скриптонит снова общается с залом, — я понимаю, в этом нет вашей вины. Нас родители, друзья, окружающая среда так воспитывают, что открытыми быть нерезонно. Я хочу сказать, что я такой же, как вы. Пацаны, девочки, братья и сестры, родные мои, действительно родные мои. Кто может, забудьте о том, что вы жесткие. Вы все здесь одинаковые. Вы все думаете, что кто-то на вас смотрит. Никто на нас не смотрит, никому мы на х** не нужны. И если бы я не был Скриптонитом, то и я не был бы никому нужен. Поэтому не обращайте внимания на людей вокруг.

Последние слова тонут в гитарном слэме.

«Мы все в Павлодаре», — кричит Ануар перед «Животными». Из концертной версии песни ушла глубина. Гитары глушат вокал. Качает меньше, чем то же самое дома, в наушниках.

«Басиста зовут Женя Трухин, он е*нутый в хорошем смысле, я молюсь на него. Я думаю, что он вообще хедлайнер, — говорит Скриптонит. — Это вы думаете, что я главный, а я только на него ориентируюсь». «Е*нутый» и очень колоритный басист в синих шортах, сползающих на колени, изобретает все новые кричалки про Астану. Музыканты, сопровождающие Скриптонита, — это часть павлодарского состава Jillzay; они все вместе, коммуной, теперь живут в подмосковной Балашихе.

— Те, кто не слышал панк-рока, — вам концовка понравилась? — еще один монолог от Адиля Жалелова. — Вот поройтесь в панке теперь. Ладно, не всем зашла эта штука, ну ничего страшного.

В зале снова кому-то становится плохо. Скриптонит снова возглавляет спасательную операцию. И снова выводит мораль: «Сегодня вы стали чуточку больше людьми».

В середине «Сливочного масла» у Скриптонита отказывает микрофон, Ануар отдает ему свой. Потом оба вершат гуманистический жест, кидая в зал пластиковые бутылки с водой. И снова учат толпу жизни: «Если парень поймал бутылку, он должен отдать девушке; или вы так не считаете, пацаны?»

— Ну как вам начало? — волнуется Скриптонит. Он явно недоволен и собой, и концертом. — Я слышу, что не везде беру ноты.

Зал раскачивает трек «Положение» (Скриптонит говорит «положняк», мне даже приходится уточнить у соседа-школьника, о чем речь; в Казахстане много непонятного — например, утром продавщица в супермаркете назвала единицу «однеркой»). Слово дня — «зашло» (или «не зашло») — повторяется безостановочно: это планка, высота, которую нужно взять сегодня вечером.

Скриптонит выбрасывает свое полотенце в зал.

На песне «Не надо меня узнавать» снова что-то заело. «У нас отключился комп. И мы просто вживую играли». Задержка концерта, похоже, и вправду объясняется отнюдь не понтами: спортивная арена с билетами по 30 евро не подготовлена для большого концерта.

— Я сам чувствую, что не получается, — снова жалуется Скриптонит, — как-то не растет, я не знаю. Мы все делаем так, вы все делаете так, а что-то не то.

Распалив себя недовольством, вдруг начинает звучать мощнее. На песне «Цепи» оба партера не опускают рук, трибуны тоже разбужены и взволнованны. Несмотря на это, артист снова недоволен собой: «Не пошли “Цепи”, что ли, сегодня? Ладно, не спрашиваю».

После «Ламбады» басист снова взывает: «Астана! Нам всем нужна ваша помощь. Давайте дадим Адилю возможность насладиться Астаной?»

Наслаждение — процесс взаимный. Публика наслаждается интонацией, голосом, очень особенным флоу.

Адиль не наслаждается, он слишком сосредоточен на достижении максимума. На следующих песнях — «Поворот», «Так темно» и «Локоны» — энергия наконец начинает накрывать зал волнами цунами. Старание не прошло даром. После «Притона» он улыбается — первый раз за все время: «Спасибо, Астана. Наконец-то мы чувствуем, что мы дома».

Трудно быть перфекционистом. В интервью Юрию Дудю Скрип говорил, что не любит живые выступления: «Вся эта х*ета хитовая — я ее ненавижу». Поэтому перестал петь «Космос». Но не смог перестать петь «Любовь» и «Вечеринку»: публика требует. Зал наконец-то зажил в режиме рок-концерта, приходится идти на уступки. Не доиграв «Вечеринку», Скрип просит музыкантов перестать. «Давай тихо въе*ем напоследок?» Заканчивает вокализом под гитарное соло.

Благодарит самых преданных: «Спасибо, что не боитесь тратить последние деньги на концерт. Наверняка здесь есть такие».

И перед тем, как уйти, выводит на сцену павлодарцев из Jillzay, завершающих трудное шоу в трудном городе, которое его главный участник честно отработал в полную силу, но так и остался неудовлетворенным.

P.S. Оказывается, Скриптонита в Казахстане знают не только школьники и таксисты. Пресс-секретарь акима Павлодарской области Азамат Байтенов стал оправдываться в ответ на его критику: «В самом Ленинском благоустройство уже ведется давно, центральные улицы там асфальтируются, водопровод проведен, есть шикарный Дом культуры, куда Скриптонит может приехать и дать концерт. <...> Работа активно ведется, а Скриптонит уже давно, наверное, не был в Павлодаре, он не знает, что там делается». На эту реплику рэпер выложил в свой инстаграм доказательства того, что он был в Павлодаре недавно и за свои слова отвечает. Власти услышали Скриптонита, но предпочли отмахнуться от его слов.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245006
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411835
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416753
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421959
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423611