9 апреля 2018Современная музыка
91

Элис Купер: «Источник удовольствия может быть совершенно любым»

Дедушка глэм-рока — о концерте Hollywood Vampires, покойных друзьях и гитаристе Джонни Деппе

текст: Артем Липатов
Detailed_picture© Getty Images

28 мая в Москве и 30-го в Санкт-Петербурге выступают Hollywood Vampires — супергруппа с участием Элиса Купера, Джо Перри из Aerosmith и актера Джонни Деппа, с головой окунувшегося в рок-н-ролл. Это своего рода трибьют-шоу памяти всех ушедших друзей и коллег Элиса, ветерана рок-н-ролла, и название его восходит ко временам, когда сам Купер, Гарри Нильссон, Кит Мун, Ринго Старр и Джон Леннон безумствовали и куролесили, называя свою компанию именно «голливудскими вампирами». В 2015-м группа выпустила студийный альбом с песнями Pink Floyd, Led Zeppelin, The Doors, T.Rex, Джона Леннона, Small Faces, The Who и других героев прошлого, включая самого Элиса Купера (в записи участвовали Брайан Джонсон из AC/DC, Перри Фаррелл из Jane's Addiction, Пол Маккартни и даже великий актер сэр Кристофер Ли, большой поклонник тяжелой музыки, а среди музыкантов были и гитарист The Doors Робби Кригер, и Джо Уолш, и Слэш, и Дейв Грол). Затем музыканты отправились на гастроли, после чего взяли перерыв — и в рамках нового тура запланировали выступление и в России. Перед концертом Артем Липатов созвонился с Элисом Купером, чтобы задать ему несколько вопросов.

— Мы очень ждем гастролей Hollywood Vampires, — начинаю я с вежливого реверанса в адрес майского мероприятия, но Элис перебивает меня и разражается монологом:

— Идея, стоявшая за этим проектом, ужасно проста. В какой-то момент я обнаружил, что многие мои друзья, с которыми мы вместе начинали, уже покинули нас. Джон Леннон, Джим Моррисон, Джими Хендрикс... А ведь мы играли вместе! Мы дружили, выпивали, в конце концов. И я подумал: надо собрать группу, которая отдавала бы дань их песням. Джо Перри и Джонни Депп откликнулись на эту мысль — ну а как не откликнуться, я бы и сам откликнулся, если бы меня пригласили. Но так уж вышло, что я это все придумал.

— То есть, выходит, вы как бы оживляете покойных друзей таким образом.

— Да-да, типа того. А, и еще одну вещь я скажу обязательно, вы можете об этом ведь и не спросить, а это очень важно. Конечно, Джонни Депп — прекрасный актер. Но Джонни Депп — еще и великолепный гитарист. И Джо Перри это признает. А Джо Перри имеет на это право. Да! Джонни играет на гитаре ничуть не хуже, чем играет в кино. И в нашей компании мы его вообще воспринимаем как гитариста прежде всего. Нет, я не хочу ничего сказать, актер он отменный, но гитарист! Да к тому же он знает мои песни, все практически, весь репертуар Aerosmith, да вообще он до черта всего знает — ну, как играть, я имею в виду.

Кино — прекрасное занятие, но рок-н-ролл мне больше по душе.

Купер настолько искренен и обаятелен в этом гимне гитарному таланту Джонни Деппа, что приходится просто позволить ему говорить — не перебивать же уважаемого человека! Но вот он останавливается перевести дух, и я вклиниваюсь:

— Слушайте, но вы тоже в кино играли. Я помню, точно играли!

— Ну да... Но тут даже не в том дело. В кино у меня больших ролей не было, но я вообще актер. Ну как — вы ведь не думаете, что все эти годы на сцену выхожу я сам? Это мой персонаж выходит. Это же тоже актерство, понимаете? И сейчас я буду участвовать в постановке «Иисуса Христа Суперзвезды», в новой телетрансляции, вот буквально на днях; я царя Ирода там играю. В общем, мне эта профессия знакома, так что я имею право сравнивать, вот о чем речь. Я и вместе с Джонни в одном фильме снимался, в «Мрачных тенях». Кино — прекрасное занятие, но рок-н-ролл мне больше по душе.

— А ведь вы — еще и мой коллега. Я читал, вы в школьную газету писали?

(Смеется.) Да, в старших классах, было дело. И в общем-то мне это легко давалось. Даже слишком легко. А я уже увлекся рок-н-роллом, и мне показалось, что тексты песен писать — задача поинтереснее, а еще и мелодии если, то вообще... Так что не вышло из меня журналиста. Но я не огорчаюсь.

— Скажите, а вот после всех этих лет в рок-н-ролле вы вообще музыку слушаете? Ну, для удовольствия. Как просто слушатель, не как рок-звезда Элис Купер?

— Да-да. Но в основном по спутниковому радио: у нас есть сеть Sirius XM. Больше сотни каналов. Вот я и слушаю: 50-е, 60-е, 70-е, бродвейские хиты, джаз, соул, да все что угодно. Я шарю по всем каналам — никогда не знаешь, на что наткнешься, отличную вещь можно найти в любом жанре, в любом времени. Элиса Купера, кстати, всегда причисляли к хард-року: Элис Купер — это не диско, не хип-хоп, только хард-рок. Но это не значит, что я только хард-рок и слушаю, нет. Источник удовольствия и уж тем более источник вдохновения могут быть совершенно любыми.

Все эти технологии почти что задушили рок-н-ролл.

— А что вы думаете по поводу того, как со временем сменился формат торговли музыкой? Какие вы видите изменения и как они сказались на музыке?

— Я так думаю, что застал золотой век альбомов, которые выпускали и я, и мои друзья, — мы все записывали альбомы, а не отдельные песни, и это было здорово и для слушателей, и для нас. Они отлично продавались, что позволяло нам чувствовать себя свободно: музыкант, на которого не давит безденежье, куда свободнее в творчестве, чем если у него дыра в кармане, правда же? И вот сейчас я смотрю на молодые группы и понимаю, что они вообще ни черта не зарабатывают. Потому что все эти технологии почти что задушили рок-н-ролл. Но, мне кажется, как вернулся винил, так и формат альбома должен вернуться на свое место. Следующие поколения наверняка устанут и от бесконечного стриминга, и от этого мерзкого звука, и от песен поодиночке. То, что вернулся винил, — очень хороший признак, говорю вам точно.

— Вы сказали — технологии почти задушили рок-н-ролл. То есть не до конца задушили?

— Нет, конечно, не до конца. 18—20-летние парни хотят играть рок-н-ролл, c этим ничего не сделаешь, и поэтому рок-н-ролл никогда не умрет! Полно новых прекрасных групп, говорю же, просто им куда труднее, чем нам приходилось. Они не знаю что должны делать, чтобы хоть чуть-чуть заработать. Но играют же, несмотря на это. Если бы не было желания играть — не было бы никакого рок-н-ролла. А он есть!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245006
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411835
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416753
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421959
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423611