22 марта 2018Современная музыка
178

«Мы все время хотим чему-то противостоять»

Как живут российский андеграунд и музыкальные веб-зины? Рассказывает основательница группы Lucidvox и паблика «Сторона» Надя Самодурова

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture 

30 марта на экспериментальной культурной площадке Pluton пройдет фестиваль «Сторона», который проводит одноименный веб-зин, посвященный российскому музыкальному андеграунду. Фестиваль необычный, на нем нет хедлайнеров, да и имена его участников вообще не раскрываются. Веб-зин и фестиваль основали Надя Самодурова и Галла Гинтовт — участницы девичьей постпанк-группы Lucidvox, которая сейчас активно выступает на европейских фестивалях. COLTA.RU обсудила с Надей Самодуровой, каково сейчас быть в музыкальном андеграунде и делать музыкальный интернет-журнал.

— Год назад вместе с Lucidvox ты давала интервью COLTA.RU. Вы тогда презентовали EP «Дым» и собирались на свой первый европейский фестиваль Tallinn Music Week. Как съездили?

— На тот момент казалось, что поехать с концертом за границу — это вообще предел мечтаний. И, когда мы это сделали, я думала: «Боже мой! Как круто, что мы этого добились!» Мне до сих пор это кажется нереальным. Мы выступили в очень красивом соборе, там собралась делегация из разных стран, представители разных шоукейс-фестивалей, нас заметили и с этого момента начали звать в разные страны.

— Где вы уже успели выступить?

— Мы выступили в Берлине на фестивале Pop-Kultur, в Будапеште на фестивале BUSH, потом дали концерт в венгерском городе Сегед. В Дании играли на фестивале Northern Winter Beat. Недавно снова в Будапеште играли вместе с культовой группой VHK. Мы подружились с венгерским продюсером, и он нас туда теперь часто зовет. Но самый большой фестиваль запланирован на лето: мы играем на Pohoda Festival в Словакии. Это уже самый настоящий крупный европейский фестиваль с такими хедлайнерами, как Chemical Brothers, St.Vincent и Bad Bad Not Good. Кстати, представитель «Походы» нас увидела во время шоукейса «Боли»/«Стороны» в рамках Moscow Music Week.

— Как ты думаешь, чем вы зацепили западных промоутеров?

— Думаю, своим подходом. Самобытностью, что ли. Наша музыка сочетает этномотивы с современным экспериментальным фоном. Что, как мне кажется, очень ценится. Не так много толковой экспериментальной музыки. Но, безусловно, немаловажен и визуальный фактор: мы — девичья группа. Которая играет интересную экспериментальную музыку, при этом сама из России и поет на русском языке. Русский язык, кажется, вообще сейчас стал интересен на Западе. Когда мы играли на Tallinn Music Week с «ГШ», Shortparis, «Спасибо» и так далее, местные издания писали о «новой волне русского рока» и что «русские наступают». Мы недавно с «ГШ» и Shortparis играли на фестивале MENT в Словении, и, кажется, русские группы произвели там фурор. По общему мнению, первый день — это был день «ГШ», второй — Shortparis, в третий день играли мы.

— Что в данный момент происходит с группой Lucidvox? Что-нибудь пишете? Выступаете?

— В апреле будет сборный «Боль-тур» вместе с «ГШ», Shortparis, «Спасибо», «Казускомой» и «Электрофорезом». Я помогаю это дело организовывать вместе со Степой Казарьяном, который делает фестиваль «Боль», Moscow Music Week. Все эти группы поедут в Варшаву, Берлин, в Познань на Spring Break Festival. Будем передвигаться на огромном автобусе. У нас есть такая афиша вроде карты военных действий, где стрелочками показаны места, в которые едем. Достаточно провокационная афиша, на первый взгляд, но пока все воспринимается с юмором, на что и было рассчитано. И мы с Lucidvox тоже должны были поехать. Но по некоторым внутренним обстоятельствам не сможем, и очень жаль, я уверена, будет эпично в любом случае. Так что следующая остановка — Pohoda в июле.

Русский язык сейчас стал интересен на Западе.

— Повод для нашего с тобой разговора — это фестиваль «Сторона», который пройдет 30 марта в «Плутоне». Формат фестиваля необычный: известно количество групп, но какие это группы — посетители узнают только непосредственно на самом мероприятии. Как возникла такая идея?

— На самом деле, все пошло со времени появления «Стороны» (музыкальное сообщество, созданное Надей и Галлой Гинтовт, гитаристкой Lucidvox. — Ред.). Мы хотели изменить взгляд на русскую журналистику, и запал был довольно серьезный. И проведение необычных фестивалей в эти планы входило. Мы уже устраивали фестиваль на [теплоходе] «Брюсове». Тогда не было такого концепта, но группы были тоже не самые известные, чтобы собрать столько людей. Понимаешь, мы все время хотим противостоять чему-то, поскольку уже надоели эти замшелые фестивали, на которых выступают, по обыкновению, те, кто сейчас на условном хайпе. И потом они будут играть на всех летних фестивалях. А хотелось бы, чтобы на передний план вышла музыка, которая нам действительно очень нравится независимо от имен. Чтобы люди пришли на фестиваль без стереотипов в голове и просто ее послушали. Я понимаю, что часть людей может в этот раз не дойти, но те, кто придет, останутся довольны. К тому же, как мне кажется, это достаточное крутое ощущение, когда ты не знаешь, что тебя ожидает. Ты более открыт к восприятию чего-то нового. У нас [в «Стороне»] еще до фестиваля была рубрика «Один из пяти», где наши читатели голосовали за один из пяти предлагаемых скрытых треков. А потом имя победителя мы раскрывали и писали о нем отдельную статью. Очень много людей голосовало в этой рубрике, что подтверждает мои слова о том, что люди всегда более открыты к чему-то неизвестному. Те, кто, например, подписан на Sadwave, могут принципиально не слушать Гречку или, к примеру, группу «Электрофорез», потому что условно «Боль» ее породила. «И вообще, чтоб эта “Боль” сгорела к чертям». Или, наоборот, поклонники Гречки и «Пошлой Молли» не станут слушать арт-джаз-группу Fogh Depot. Поскольку это может быть не «голос поколения», а кто-то хочет слушать именно такую музыку. А мы хотим эти рамки поломать, чтобы все было в одном, потому что можно слушать все что угодно — от арт-джаза до Гречки.

— Этот фестиваль организует упомянутое тобой сообщество (или, как вы сами его называете, веб-зин) «Сторона» — набирающий известность паблик и уже теперь сайт, который на глазах становится вестником российского андеграунда. Расскажи, что это за явление и как оно появилось.

— Закрылась «Афиша-Волна», и я пошла на переподготовку на журфак, где защитила проект на тему музыкального издания, поскольку это было единственное, что на тот момент меня интересовало. Я всегда мечтала создать музыкальное издание, которое бы не было зациклено на определенных жанрах. Вот и попробовали замутить паблик «ВКонтакте» с Глашей (Галлой Гинтовт. — Ред.). Мы решили делать все по-новому. И хотя мы не позиционируем себя как профессиональных журналистов, но тем не менее у нас есть своя фишка, много достаточно душевных историй. Много рубрик, раскрывающих музыкантов с неожиданных сторон. Мы ездим к ним в гости, снимаем репетиции, создаем много достаточно личных материалов. И пытаемся осветить как можно больше разных жанров нашей музыки. Хотя есть мнение, и я сама знаю, что мы совсем не пишем о метале, например. Стоунер, метал, эмо — все это мы освещаем в меньшей степени, прежде всего из-за того, что рук у нас не хватает. За эти два года «Сторона» так и не обросла постоянным штатом. И, по сути, мы с Глашей все делаем вдвоем. Мы два раза набирали команду. И оба раза команда расходилась, поскольку ребята — в основном студенты: у них начинается сессия и все такое. Да и сложно удержать людей без зарплат. За идею работать мало кто хочет, что вполне естественная вещь. Еще у нас есть наш оплот — ведущая Аня Карахан и дизайнер/оператор «Стороны» Саша Широбокова, обе — талантливейшие девчонки.

Можно слушать все что угодно — от арт-джаза до Гречки.

— То есть вы, грубо говоря, вдвоем-втроем за два года раскрутили паблик до 30 000 подписчиков, и это далеко не предел. Весьма неплохой результат для независимых интернет-медиа. Некоторые относительно популярные паблики и за пять лет столько не набрали.

— Я, на самом деле, думала, что будет больше, честно говоря. 30 000 подписчиков — это довольно мало по сравнению с известными трек-блогами. Но при этом очень ценно, что в «Стороне» «сидит» очень много музыкантов, промоутеров, журналистов и других деятелей индустрии, которые нас читают — и это очень приятно. Этим мы действительно отличаемся от других музыкальных пабликов «ВКонтакте». Ну и содержанием, конечно. Мы с Глашей стараемся делать качественный материал, а не просто посты с картинкой и музыкой, хотя и такие тоже, конечно, есть.

— Насчет целевой аудитории. Я просмотрел концертные репортажи Ани Карахан, прочитал несколько материалов в «Стороне» и комментарии к ним, и у меня сложилось четкое убеждение, что ваша целевая аудитория — это молодежь 18—20 лет.

— По видеорепортажам сложно судить, поскольку Аня не всегда посещает мероприятия «Стороны». Она может снять репорт с концерта Фейса, к примеру, где нашей аудитории вообще может не быть. Аня вообще редко снимает наши «стороновские» вечеринки. Именно в этом и заключается прикол: Аня хочет показать современное поколение — как они выглядят, чем занимаются, что думают о музыке и о жизни. Но многие оставляют скептические комментарии: мол, Аня у вас бухает, показывает всякую грязь, и вообще все это пошло и гадко. Я с этим мнением не согласна. Возможно, нам не хватает видео другого рода — например, аналитических. Но интересно показать нынешнюю молодежь: как она отдыхает, что собой представляет. Какое поколение у нас есть, такое и снимаем.

— Вы постите огромное количество неизвестных, по большому счету, групп почти из всех регионов страны. Как вы их находите?

— Мы подписаны на большое количество пабликов, да и сами исполнители пишут нам, присылают [треки] на почту. В друзьях много музыкантов, которые тоже постят кучу всякой новой музыки. Поэтому в новостях — сплошные релизы и клипы. «ВКонтакте» есть почти все.

— По какому принципу решается, подходит эта группа «Стороне» или нет?

— Формата у нас нет. Все определяется личными — моими и Глашиными — вкусами. Группа должна чем-то выделяться. Мне может совершенно не нравиться тот или иной исполнитель, но если есть какой-нибудь новый подход, самобытность, то я это выложу. Я меньше люблю группы традиционные, что ли, без какой-то своей фишки, не привнесшие в музыку ничего нового.

— Но есть и обратная сторона этого «нового». Я, конечно, послушал ничтожную часть музыки, что представлена в «Стороне». И хотя жанрово это, возможно, разные группы, звучат они все очень похоже: нарочито неряшливо и депрессивно. Мало цепких мелодий, да и попросту сыгранности. Неужели все новые группы такие?

— Возможно, это так. Действительно, в последнее время так и происходит: нам присылают какие-то записи, нам это нравится, мы это публикуем, и это действительно лоу-фай. На самом деле, когда мы только начали, Глаша написала пару гневных постов о лоу-файных группах, которые совсем было расслушать тяжело. Мол, давайте уже серьезно относиться к музыке и записывать все нормально. Мы с ней в этом не всегда сходимся. Во-первых, не всегда есть возможность записываться качественно. Во-вторых, сырой, грязный звук — это интересно. Просто так совпало, что раньше была такая музыка, а сейчас другая поперла. Да, мне нравится депрессивная, грязноватая музыка, но мне кажется, что сейчас в России именно такой звук близок современному поколению.

Какое поколение у нас есть, такое и снимаем.

— Ты еще, ко всему прочему, концертный промоутер. Сколько мероприятий в месяц ты делаешь?

— Как минимум восемь в месяц в рамках ночной программы в «16 тоннах». Еще «Среды “Стороны”» один раз в месяц. Еще мы с Connected (агентство, организованное инициатором фестиваля «Боль» Степаном Казарьяном. — Ред.) раз-два в месяц в других клубах (скоро их будет еще больше). Параллельно идет подготовка к фестивалям «Боль» и Moscow Music Week.

— Как давно ты занимаешься «Болью»?

— Когда прошел первый фестиваль «Боль», нам он очень понравился. И Глаша написала Степе: мол, послушай нашу группу. И Степа очень адекватно и классно отреагировал. Сказал, что не слышал ничего подобного, и стал приглашать нас на мероприятия. Так мы с ним и познакомились. Затем мы подружились, и он меня позвал поработать на Moscow Music Week — 2017. С тех пор я начала у него работать, в том числе и над «Болью», которую я считаю одним из главных фестивалей сейчас в России.

— Расскажи и о Moscow Music Week. Что это такое?

— Это единственный в России шоукейс-фестиваль, который привозит зарубежных делегатов (это не так: есть еще фестиваль V-Rox во Владивостоке. — Ред.). Этот фест очень меня вдохновляет. Это реальная площадка для того, чтобы показать себя во всей красе зарубежным делегатам. Например, Lucidvox в Таллин позвали именно благодаря Moscow Music Week. Прикинь, такой маленький шоукейс-фестиваль в Москве дает возможность малоизвестным группам выступать на крупных европейских фестивалях. Вот, например, сейчас мы, то есть агентство Connected, везем «ГШ», Shortparis, «Электрофорез» на самый большой шоукейс-фестиваль в Польше, в Познань. И там тоже будут промоутеры с самых разных фестивалей, и вполне вероятно, что их дальше тоже куда-нибудь позовут.

Сырой, грязный звук — это интересно.

— Нет ли в планах «Стороны» создать что-нибудь глобальное? Например, летний опенэйр с несколькими сценами и интересными хедлайнерами?

— Это наша мечта — cделать большой классный фестиваль на природе, опенэйр с разными тематическими сценами. Например, сцена Sadwave, сцена «Ионотека» и еще какие-нибудь. Но это сейчас сложно осуществить. Например, Расел Рахман из группы «Спасибо» организовывал фестиваль на «Брюсове» два года назад и до будущего фестиваля 30 марта не очень хотел делать фесты. Это очень тяжело морально, когда много вкладываешь во что-то значимое, долго готовишься. И все проходит хорошо, все группы довольны, аудитория довольна, но ты ни черта не зарабатываешь. И сложно находить в себе силы снова за это браться. Ведь жить-то на что-то надо. Сейчас вот похожее происходит и в «Стороне». Нет тех результатов, каких хотелось бы. Честно говоря, иногда опускаются руки. Фестиваль 30 марта — это сейчас одна из самых вдохновляющих идей. Но в плане самой «Стороны» мы сейчас с Глашей будем думать, в каком направлении двигаться. Либо ты делаешь что-то достойное, крутое, заслуживающее внимания как способ провести время в интернете и узнать о музыке что-то новое. Либо ты ничего не делаешь, поскольку зачем нам создавать такой же паблик, каких и так очень много «ВКонтакте».

— Переломный момент?

— Ну, мы думаем сейчас. Пора разобраться в себе и с тем, как сделать свое дело оплачиваемым и при этом создавать хороший материал. Реже, но качественнее, интереснее. Самый последний достойный материал, что мы публиковали, сделал Петя Полищук из маленького издания Soundcheck на Дальнем Востоке. Он взял интервью у Джона Робба — культового британского журналиста, который первым проинтервьюировал Курта Кобейна. Вот таких статей бы побольше. Из таких публикаций и должен состоять костяк издания, а не из новостей типа «у группы “Электрофорез” вышел новый сингл» и тому подобных. Но, к сожалению, повторюсь, вдвоем это тяжеловато.

— Это типичная ситуация для многих сетевых медиа. Денег ни у кого нет. Люди работают за идею. И начать на этом зарабатывать, наверное, можно, когда у тебя как минимум 100 000 подписчиков.

— Знаешь, нам уже предлагали платную рекламу размещать. Мы сами не понимаем, зачем нам это нужно. Ну получим мы 300 рублей за пост. Лучше уж делать что-то достойное, чем поддерживать что-то на плаву и получать за это копейки.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245014
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411841
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416760
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421965
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423618