21 февраля 2018Современная музыка
446

Илья Лагутенко: «Я слишком доверчивый и честный человек»

Лидер «Мумий Тролля» о новом альбоме «Восток X СевероЗапад», о подтекстах в своих песнях и о том, где он будет 18 марта

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Мумий Тролль»

Главный секс-символ российского рока Илья Лагутенко — теперь не только «ответственный за романтику» и за песни-«меамуры», которые запускают под кожу дельфинов. Вышедший несколько дней назад альбом «Восток X СевероЗапад» был записан по методу «марш-бросок и мозговой штурм» — впервые в истории группы за 10 дней — и, как нам показалось, содержит немало (невеселых) размышлений лидера «Мумий Тролля» о текущем моменте. Денис Бояринов вступил в переписку с Ильей Лагутенко о том, стоит ли искать подтексты в его песнях, и о том, почему он не ввязывается в политику.

— Бренд «Мумий Тролль» существует с 1983 года, но группа «Мумий Тролль» теперь новая и молодая (хоть и не начинающая). Она обновилась на 60%, но не все еще на это обращают внимание. О вашем земляке, мультиинструменталисте Саше DZA Холенко, мы писали. А вот о гитаристе Артеме Крицине и басисте Павле Вовке — еще нет. Они случайно не из Владивостока? Как вы познакомились?

— Артем из Магадана, его в свое время представил группе бывший гитарист, он начинал играть с нами со времен тура «SOS матросу», будучи ответственным за гитарные эффекты, так как экс-гитарист Юрий Цалер не интересовался гитарными технологиями. Павел из Санкт-Петербурга, и мы познакомились перед тем, как начали готовить тур «Морская. 20». Дело в том, что на альбомах «Морская» и «Икра» — как, впрочем, и на большинстве остальных — партии баса играли сессионные британские музыканты, и все эти годы у нас были проблемы в реализации концертных партий, чтоб они звучали в унисон с идеей оригинала. У Павла оказалось достаточно знаний, опыта и энтузиазма, чтобы преодолеть эту проблему.

© «Мумий Тролль»

— «Восток X СевероЗапад» — это не только название альбома, это курс. Каким курсом теперь идет новый «Мумий Тролль»?

— Это еще и география участников группы (смеется). Это был первый альбом за всю историю группы, который был записан непосредственно участниками концертного состава без предварительного «домашнего задания», а через «марш-бросок и мозговой штурм» — прямо в студии, всего за 10 дней.

— «МТ» всегда со вкусом выбирали места для записи новых альбомов. На этот раз вы сочиняли песни в самолетах, а записывались в Лос-Анджелесе, в частном музее музыкальных инструментов, расположенном в одной из первых калифорнийских телестудий CBS. Как вы там оказались?

— Меня познакомили с хозяином этого места несколько лет назад. Он не только увлеченный коллекционированием музыкальных инструментов человек, но и сам музыкант и композитор. При этом все собранное в этой студии не пылится, а функционирует. Вы бы, наверное, удивились, что «первая студия CBS» снаружи выглядит как заброшенный склад в индустриальном районе Подмосковья. В этом и прелесть многих вещей в Лос-Анджелесе. Все думают, что Голливуд — это сплошь гламур и понты, но на самом деле это не так. Тут очень много решает человеческий фактор — творческое трудолюбие и энтузиазм определенных персонажей.

© Сергей Сергеев

— На новом альбоме звучит марксофон — неожиданный выбор. Вы его достали из музейной коллекции?

— Да; его можно слышать в песне «Карты». В записи также использовано много не совсем рядовых клавишных инструментов — не только аналоговых синтезаторов, но и разных типов пианино, клавесинов и т.п. Я понимаю, что сейчас все эти звуки можно найти в любой библиотеке на вашем компьютере, но в работе с живыми инструментами есть особый шарм.

— Почему песня «Чайка» не вошла в альбом — отличная же песня? Чем она выбивается из общего ряда?

— Мы ее сочиняли для игры World of Warships и представляли на ежегодной конференции в 2016 году. Поэтому мне показалось не совсем верным представлять ее в рамках нового альбома.

— «Восток X СевероЗапад» вышел в одно время с новым альбомом БГ «Время N». Как вам такое соседство? Какой у вас любимый альбом «Аквариума»?

— Да, я же фанат БГ с первых его альбомов. «Табу» во многом повлиял на мое желание сочинять песни. И остается моим самым близким сердцу альбомом группы. Я с интересом слежу все эти годы за работами «Аквариума». Мне очень близко мировоззрение БГ как автора и как человека.

— Мне показалось, что у альбомов «Восток X СевероЗапад» и «Время N» есть что-то общее. Хотя раньше мысль сравнить «Аквариум» и «Мумий Тролль» и не пришла бы в голову. Но вы теперь не только «ответственный за романтику», как это было раньше. Мне показалось, что в нынешних текстах Ильи Лагутенко, как и у БГ, щедро разбросаны едкие и злые высказывания о нынешних времени и реальности: «свинтили нас в заерзану мать», «восток алеет все дале, а мы-то в вигваме», «как будто не знали, что в этом тумане надо жить не по солнцу». Стоит ли искать подтексты в новых песнях «МТ» — или вы работаете в технике cut-up и все совпадения случайны?

— У меня всегда все на своеобразных подтекстах, но я никого не призываю ничего выискивать. Я просто считаю, что песня не должна быть, по сути, «газетной новостью». Она удачна, когда может быть «над новостями» — мнимыми и настоящими.

— «Мумий Тролль» и вы лично принимали активнейшее участие в самых разнообразных общественных движениях, кампаниях и инициативах — от защиты амурских тигров до фестиваля V-Rox во Владивостоке. Но, насколько помнится, ни разу не были замечены в каких-либо политических акциях. Вас не приглашают или вы отказываете? Вы считаете, что музыканты не должны «лезть в политику»?

— У меня нет специального профессионального интереса к политике, а участвовать в публичных дискуссиях на уровне кухонных дебатов как дилетант, мне кажется, не совсем этично.

Я никогда не видел себя в политической игре. Я слишком доверчивый и честный человек по природе. Хотя я и не считаю, что политика — это удел исключительно «кухарок» или «разведчиков»: там может быть место и «музыканту», и «столяру».

— В какой точке земного шара вы будете 18 марта и пойдете ли голосовать на выборах президента России?

— Посмотрел в план на год. Нас ждет очень длинная дорога на наши первые концерты на континенте Австралия. Думаю, урны по дороге найдутся.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245026
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411850
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416766
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421973
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423624