30 августа 2017Современная музыка
151

Хогни Эгилссон: «В русской музыке мне нравится драма»

Лидер Hjaltalín и участник GusGus о феномене исландской музыки и необычном концерте с российскими музыкантами

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Ari Magg

Исландского викинга Хогни Эгилссона в России знают как самого статного вокалиста GusGus, с которыми он несколько раз пел в Москве, но у себя на родине он — в первую очередь, фронтмен Hjaltalín, необычной рок-группы, использующей фагот и скрипки наравне с электрогитарами и синтезаторами. В октябре Хогни Эгилссон выпускает дебютный сольный альбом «Two Trains», на котором он соединяет индустриальную электронику и ритуальные песнопения, а 1 сентября он выступит в Москве на необычном концерте Sound Up Creative Lab, где к нему присоединятся виолончелистка Гида Вальтисдоттир (múm), скрипач Виктор Орри Арнасон (Hjaltalín), лидер Tesla Boy Антон Севидов, продюсер Андрей Oid и Катя Шилоносова («ГШ», Kate NV). Денис Бояринов созвонился с Хогни Эгилссоном перед экспериментом.

— Вы знаете, что российские поклонники завели вашу страницу «ВКонтакте» — это такая русская соцсеть, аналог Facebook, которая более популярна, чем Facebook?

— Да, я знаю — vk.com. И страницу видел. Там уже больше 700 поклонников. Не так плохо для начала. Ведь Hjaltalín пока только один раз выступили в России — в этом июне в Воронеже. Надеюсь, что скоро нас пригласят в Москву.

Hjaltalín — «I Feel You»

— Как появилась группа Hjaltalín?

— Как и многие группы: когда мы были тинейджерами, мы начали играть в гараже у моего друга. Начали писать песни и их записывать. Потом мы решили, что неплохо бы нам добавить звучания классических инструментов. По счастью, нашлась красивая девушка, которая играла на фаготе. Она присоединилась к Hjaltalín, и мы стали сочинять и записывать немного другие песни. Потом мы добавили скрипку, кларнет и так далее. Все происходило само собой.

— Кто играл на скрипке?

— Сначала я. Я же с детства учился играть на скрипке. Еще я играю на гитаре и контрабасе.

— А когда вы сочиняете музыку, какой инструмент вы используете?

— Гитару. Нет, простите — чаще, пожалуй, фортепиано. Я записываю музыку на бумаге и оркестровки стараюсь писать на бумаге. Так труднее, но интереснее.

По счастью, нашлась красивая девушка, которая играла на фаготе.

— Что происходит с группой Hjaltalín в данный момент? Вы что-нибудь записываете?

— Вот как раз сегодня мы сводим новую песню. Она называется «Bareness» — очень красивая. Пока мы копим материал, еще несколько новых песен — и сможем выпустить альбом.

— У вас есть дедлайн?

— Увы, дедлайна у нас нет, а он не помешал бы. Но каждый участник Hjaltalín задействован в других проектах. Я сам сейчас занят первым сольным альбомом, который должен выйти в конце октября. Но мы уже несколько недель пишемся в студии вместе с Hjaltalín, а значит, новый альбом непременно когда-нибудь будет.

— Я читал, что ваш сольный альбом «Two Trains» посвящен индустриализации Исландии начала XX века. Как вы пришли к этой идее?

— Я много думаю о том, что сейчас Исландия должна найти в себе источник коллективной энергии, которая сможет протолкнуть ее в будущее. Мы вместе с автором стихов для этой записи — моим школьным другом Акли, великолепным литератором, — подумали, что исландская индустриализации — это прекрасная историческая аналогия, чтобы поговорить о том, как страна и ее жители могут себя полностью изменить. Два поезда в названии альбома — это два локомотива Minør и Pionér, которые возили камень и гравий во время строительства Рейкьявикской бухты в 1913-м. Это вообще два единственных поезда в Исландии — у нас же нет железных дорог. Они сейчас стоят как памятник тому рывку, который совершила Исландия, чтобы найти свое место в новом веке. У меня есть ощущение, что весь мир пытается сейчас запрыгнуть в новый век. Не только Исландия.

Hogni Egilsson — «Komdu með»

— Судя по первым обнародованным трекам, «Two Trains» — это столкновение мрачного индустриального звука и светлой вокальной музыки, почти церковных хоралов. Почему вы выбрали эти две стилистики?

— Потому что это два мира, друг от друга максимально удаленных, и при их встрече обязательно должно было получиться что-то мощное. Вокал — это что-то хрупкое, легкое, органическое. Он напарывается на необузданную, плотную, ритмическую волну электронного звука. По-моему, это необычное сочетание — и очень плодоносное. Оно одновременно звучит как что-то очень древнее и очень современное. Мы добавили к этому необычному звуку большой, оперного масштаба сюжет, который рассказывает историю любви и метаморфозы человека на фоне исторических перемен.

— У вашего совместного выступления с русскими музыкантами на Sound Up Creative Lab есть концепция или сценарий?

— Есть общая идея — вшестером создать новую музыку, которая для нас всех откроет новый мир. Есть и некий план действий: каждый из нас будет по очереди солировать, а остальные — создавать ему идеальный аккомпанемент. Мы задействуем самые разные инструменты — фортепиано, скрипку, виолончель, гитару, синтезаторы и кучу разных электронных приборов. Кто и на чем будет солировать, мы обсудим во время совместных репетиций в Москве. Пока мы обмениваемся набросками композиций. Это совершенно новые сочинения, которые никто раньше не слышал, так что при любом исходе получится замечательный экспериментальный вечер.

В Исландии издревле умеют рассказывать истории и сказки — о бродягах, призраках и троллях. А песни — это ведь те же истории.

— Представьте, пожалуйста, других участников исландской команды на Sound Up Creative Lab.

— Гида — замечательная виолончелистка, которая играла с группой m. Сейчас у нее сольный проект, и она недавно выпустила дебютный альбом. Нам с ней прежде не доводилось работать вместе, и я с нетерпением жду этого момента.

С Виктором мы давно знакомы. Он — изумительный скрипач и играет в группе Hjaltalín. Но кроме того, он — дипломированный композитор и потрясающий аранжировщик, который работал с Йоханом Йоханссоном, Оулавюром Арнальдсом и другими известными музыкантами. Гида и Виктор — прекрасные профессионалы и глубоко погруженные в музыку сердца.

Gyda Valtysdóttir — «Seikilos Epitaph»

— Вам были известны до этого участники российской команды — Антон Севидов, Андрей Oid и Катя Шилоносова?

— Мы знакомы с Антоном Севидовым. GusGus как-то выступали на одном фестивале в Москве вместе с его группой (Tesla Boy. — Ред.), и мы даже спели вместе экспромтом. С Андреем и Катей мы только разговаривали по телефону. Когда я в июне был в Москве, у нас с Антоном была совместная экскурсия по Музею музыкальной культуры — там потрясающая коллекция, очень вдохновляющая. Я узнал для себя много нового о русской народной музыке, а еще мы сыграли совместный джем на двух роялях.

Хогни Эгилссон и Антон Севидов в музее им. Глинки

— Вы можете объяснить феномен Исландии: почему такая маленькая страна, долгое время находившаяся на краю Европы, в конце XX века дала миру столько интересных музыкантов?

— Никто не знает наверняка. Я думаю, это связано с сильной литературной традицией Исландии и долитературной — устной. В Исландии издревле умеют рассказывать истории и сказки — о бродягах, призраках и троллях. А песни — это ведь те же истории. Кроме того, причина в изоляции Исландии. В нашей стране мало денег, поэтому люди ориентированы на то, чтобы искренне делиться друг с другом своим внутренним миром и духовной энергией, а не материальными ценностями. Поэтому у нас так много писателей и музыкантов. А еще — близость исландцев к природе, которая есть противоборство стихий, как и музыка.

— А какая русская музыка вам нравится?

— В русской музыке мне нравится драма — мощная, темная, которая идет куда-то в глубь веков. Я — фанат Шостаковича. Но знаю и современных российских композиторов: Шнитке, Губайдулину. А вы знаете Алексея Айги?

— Конечно.

— Я познакомился с ним в Берлине. Он — великолепный композитор. Я вообще очень интересуюсь русской культурой — не только музыкой, но и поэзией и прозой: ведь мой дедушка был одним из составителей исландско-русского словаря.

Sound Up Creative Lab пройдет 1 сентября в Lexus Dome (1-й Красногвардейский пр-д, 21/1 («Москва-сити», башня ОКО)).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245102
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411943
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416822
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422018
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423669