14 апреля 2017Современная музыка
200

Михаил Местецкий: «Песни — это быстрые фильмы»

Режиссер «Тряпичного союза» представляет новый альбом своей группы «Шкловский» и призывает производить культурные ценности

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Шкловский»

Второй альбом группы «Шкловский» называется «Это не вам», а на его обложке художник Валерий Чтак изобразил фигу из кармана. Но это не более чем интеллигентская поза. Он, конечно же, адресован вам — всем тем, кто так же, как и группа кинорежиссера Михаила Местецкого, взявшегося переделывать свои неортодоксальные идеи для сценариев в песни под баян, отягощен культурным багажом, однако душой тянется к куражу, угару и дебошу. 15 апреля «Шкловский» презентует «Это не вам» концертом в клубе «16 тонн», а сейчас Михаил Местецкий представляет его читателям COLTA.RU.

— «Шкловский» — это по-прежнему шесть человек: кинорежиссер, кинопродюсер и четыре выпускника Гнесинки (кстати, хотел уточнить, какой именно Гнесинки)? Ничего не изменилось?

— У меня, кстати, тот же вопрос про Гнесинку. Я знаю, что кто-то из них закончил академию Гнесиных, а кто-то — колледж при академии. Но мне неудобно спрашивать, поскольку меня-то вообще выперли после пяти классов музыкальной школы. Так что я предпочитаю о музыке на репетициях не заикаться. Когда парни начинают обсуждать свои немыслимые «септаккорды от ре-бемоля» — я просто начинаю плясать. «Барыня» очень, кстати, помогает от некомпетентности и конфуза.

— Главный инструмент в группе — это баян. Расскажи, пожалуйста, побольше об Алексее Смирнове, который играет в группе на баяне. Где и что он играет еще? Как зарабатывает деньги на жизнь, чтобы с удовольствием проводить время в «Шкловском»?

— Алексей Смирнов в свободное от «Шкловского» время ставит оперы в крупнейших театрах России. Он — оперный режиссер. Собственно, мы могли бы записать, наверно, уже десять альбомов, если бы Алексей не пропадал месяцами в Мариинке и т.п. Вообще я давно понял, что человеку никогда не нравится заниматься тем, что он умеет. Всегда тянет туда, где погуще бурелом. Вот владеет Алексей баяном как бог. Другие бы все отдали за это. Я бы точно отдал. А он этот баян достает раз в месяц — и то когда мы не пускаем его за барабаны.

Михаил МестецкийМихаил Местецкий© «Шкловский»

— Как «Шкловский» пишет песни? Вероятно, сначала появляются тексты — вы же логоцентричная группа. Можно ли сказать, что тексты «Шкловского» — это сценарии, положенные на полку, а песни — несостоявшиеся кинофильмы?

— Песни — это, конечно же, такие быстрые фильмы, да. Путь от затеи до полной реализации тут в тысячу раз короче любого кино. Но мне бы хотелось еще быстрее. Меня угнетает работа над аранжировками. Сейчас большую часть этих трудов взял на себя Кирилл Белоруссов, композитор «Тряпичного союза» и наш барабанщик (колледж Гнесиных!). Но я бы мечтал, чтобы происходило так, как у Высоцкого: придумал песню — и она уже готова. Причем в нашем случае — готова с оркестром. А в идеале — чтобы она была уже и записана, и издана. И я бы только приходил сплясать «Барыню».

— После прослушивания «Это не вам» подумалось, что музыка группы мечется между двумя полюсами: один — северный, условно назовем его «Вежливый отказ», другой — южный, условно назовем его Gogol Bordello. Какой полюс вам все же ближе?

— Это, собственно, выбор между дебошем построже — суровым, сосредоточенным, с методичным битьем предметов по алфавиту — и дебошем отвязным, лихим, без алфавита. Зависит от настроения. Мы экспериментируем. Но есть такие песни, как «Бассейн», «Метрополитен» с нового альбома, — они же вообще не про панк. Думаю, у нас все больше будет такого материала, потому что с угаром и махновщиной мы кое-как разобрались. А человека же тянет в бурелом погуще.

На съемках клипа «ОГПУ»На съемках клипа «ОГПУ»© «Шкловский»

— Песня «Жрать культуру» напоминает о последнем романе Владимира Сорокина, в котором предполагается, что в обществе будущего культуру будут жечь и на ней жарить. Это совпадение? Не был ли замечен Владимир Сорокин на концертах «Шкловского»? Есть ли у «Шкловского» свой сценарий будущего?

— Сорокина на концертах не видел, но был бы счастлив увидеть. Видел Веру Полозкову и человека, похожего на конструктора автомата Калашникова. Но если говорить о сорокинской «Манараге», то у нас в песне все-таки чуть другая космология, возможно, более скромная. Мы предполагаем, что процесс потребления культуры («Жрать культуру!») должен у нормального человека проходить полный цикл, чтобы потом человек мог уже в переваренном виде отправить ее дальше в мир («Срать культурой!»). То есть это призыв не только потреблять, но и производить гуманитарные ценности.

— Две песни с альбома «Это не вам» — «Жрать культуру» и «Брат» — звучат в фильме «Тряпичный союз». Почему всего две — не больше и не меньше? «Тряпичный союз» прекрасно приняли критики и профессиональное сообщество. Как фильм прошел в кинопрокате? Какова его нынешняя судьба?

— На самом деле мы записали почти полчаса музыки для «Тряпсоюза». Просто это невидимые миру слезы: музыка в фильме, если фильм интересен, проносится, как пейзаж за окном. Никто и не заметил. И я мечтаю, что когда-нибудь мы выпустим это дело отдельной пластинкой. Там есть просто великолепные темы, сочиненные Кириллом Белоруссовым на базе песен «Шкловского», — например, тема, когда Попов тонет. Или когда Ваня толкает столб в финале фильма.

А судьба фильма — ну какая? Обычный культовый фильм. Отправился на полки ко всяким молодым бузотерам. Пора уже новый снимать.

«Шкловский» — «Брат»

— В одном из твоих интервью было сказано, что любовь к баяну ты вынес из детства, потому что у тебя папа играл на баяне. Он продолжает играть? Как папа относится к песням «Шкловского» — есть ли у него любимые?

— Если честно, мои близкие, по-моему, скорее любят конкретно меня, а мои работы и проекты их не очень-то интересуют. И это не плохо, я бы очень опечалился, если бы было наоборот. Возможно, они все время ждут чего-то большего — и в кино, и в музыке. Но пару песен с нового альбома я папе поставил. Он сказал: ничего так, работай. А мама — она баян могла терпеть только до замужества. Не хочу ее мучить.

— Группа «Шкловский» редко дает концерты. Ближайший — презентация альбома в «16 тоннах». А что дальше? Есть ли у «Шкловского» еще планы?

— У меня план такой: завтра проснуться — а третий альбом «Шкловского» уже готов. И клипы сняты. И в полнометражном новом фильме только титры осталось поправить.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245177
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412008
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416869
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422066
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423713