Антон Маскелиаде. «O»

Московский музыкант представляет второй альбом эфемерной электроники, на котором он открыл для себя силу слов

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Павел Кондратьев

9 декабря Антон Маскелиаде примет участие в лос-анджелесском фестивале Far From Moscow, посвященном современной русской культуре. Московскому электронному музыканту, лауреату Премии Курехина и специалисту по программе Ableton Live, не впервой представлять Россию на форумах, посвященных всему передовому и современному. Его выступления производят сильное впечатление — благодаря тому, что музыкант использует контроллеры движения, это выглядит так, будто он извлекает музыку сфер прямо из воздуха. Однако, представляя свой второй альбом «О», Антон Маскелиаде подобрал к нему очень традиционное сравнение — «сборник рассказов».

— Ко второму альбому твоя концепция «эфемерной музыки» изменилась?

— Самые главные и яркие вещи в моей жизни просто случаются. И я стараюсь эти отношения со случайностями не потерять: быть немного растерянным, открытым и охающим. Я сейчас изучаю теорию музыки. Это очень похоже на путешествие с картой. Теперь ты знаешь, где и что находится и куда нужно идти, чтобы добраться кратчайшим путем. Но при этом понимаешь, что эта карта полностью убивает интимность и неожиданность. Исчезает вес каждого музыкального шага. Неизвестный город полон откровений, где каждый случайный поворот переворачивает что-то внутри, заряжает и становится личным, превращая чужое в свое. Он заставляет с улыбкой бежать по переулкам через себя и прокладывать путь, который ты вряд ли построишь в Google Maps. Еще задолго до Кейджа и Ино, в XVIII веке, Карл Бах как будто бы понял это и начал кидать игральные кости для определения следующих нот и музыкальных фраз. Неизвестное возбуждает. Оно и есть главный триггер творчества.

— Насколько я понимаю, твои композиции — это что-то типа музыкальных дневников, отражающих определенные периоды твоей жизни. Какой период отражает «O»?

— Они — аудиокниги. Сюжет каждой песни — это история истории.

Однажды я выступал в белгородской школе перед младшеклассниками, и до выхода на сцену актового зала меня посадили в маленькую комнатку с пианино и этажеркой. На этажерке лежали маленькие расстроенные гусли, я записал пару ударов по струнам на телефон. Приехал домой и написал историю «Iskrk».

В «О» я для себя открываю силу слов, и мне сильно захотелось ими пострелять.

Два года назад меня попросили озвучить документальное кино про буровые машины в Норильске. Диаметр одной такой установки был размером с тоннель метро, а своими неуклюжими и страшными габаритами она была похожа на огромного стального червя. Сталь врезалась в землю и начинала бурить, перемалывая тонны камней. Музыку не приняли, но для меня это история про семью. Так случилась книга «Momdad».

Я коллекционирую звуковые отражения. Где бы я ни путешествовал, если оказываюсь в акустически интересном месте — сразу записываю на диктофон щелчки и хлопки. Пешеходные переходы во Владивостоке, берлинские туннели, лондонские кафе, чешские подъезды — эти короткие сэмплы вкраплены почти в каждый трек на альбоме.

— На «О» появились стихи — это все твои? Были ли мысли использовать чужие тексты — если да, то чьи?

— Маскелиаде начался со стихов в 2008 году. Частично они оказывались в «Зотовых Братьях», а потом уже и в сольном проекте. Иногда случается так, что песня начинается с короткого четверостишия, которое затем заставляет сесть за пианино или гитару. Позднее фонетически оно превращается либо в выдуманный язык, похожий на английский, либо в тишину. В «О» я для себя открываю силу слов, и мне сильно захотелось ими пострелять.

Прошлой осенью был крутой опыт с моим другом и поэтом Левой Обориным. Мы сыграли совместный концерт, где Лева читал свои стихи, а я создавал для него музыкальную атмосферу.

— Может быть, ты стал по-другому делать музыку? Добавились новые технологии, программы, аппы — или, напротив, ты от чего-то отказался?

— В этом альбоме сошлись совершенно разные акустические энергии: живые барабаны, аналоговые синты, олдскульные ритм-машины, банджо и т.д. Мне помогали мои друзья. Очень крутой барабанщик Сережа Болотин сыграл ритмические партии для «Ona», «Io», «Onfim» и «Newocean». Мы всё записали буквально в один вечер на коленке и почти с первых дублей. Также можно услышать клевое басовое соло в «Newocean» — это Феликс Микенский из Lichna Nega и «ТОПОТаркестра».

«Onfim» на 99% создан из звуков аналогового синтезатора Korg MS-20 mini, от ритма до всех мелодических партий. Миша Борзенков из Elektromonteur одолжил мне его в прошлом году. Было интересно поиграть на настоящем невиртуальном синте и ощутить вес неповоротливости аналоговых штук.

Ритм в большинстве треков собран на старом ритмическом синтезаторе из 90-х Korg ER-1. Любопытно смешивать тембры могучей ритм-машины с живой перкуссией — открываются новые тембральные измерения. А основной добавкой — таким музыкальным глутаматом натрия — стала малюсенькая аналоговая шкатулка — Korg Monotron. «Вуууух, вьющщщ, шшшшшшшшшшззз, вуааааакс» — это ее клавиш дело.

— У тебя большой опыт посещения различных музыкальных фестивалей и творческих лагерей. Расскажи про самый неожиданный и полезный опыт участия в таких программах из последних.

— Самый важный опыт — это знакомства. В каждой точке на земле есть люди, готовые тебя в себя влюбить. И это самое ценное. На фестивале в Чехии я случайно попал на концерт испанской группы Seward. Встал перед сценой и ох**л. Потом зашел на бэкстейдж, купил винил и немного погодя осознал, что это был один из самых лучших лайвов, на которых я был. Через полгода я сыграл с ними совместный концерт в Барселоне, а сейчас на моем альбоме выходит наш совместный трек. Это я называю абсолютным музыкальным счастьем.

Похожая история случилась с прекрасным Ильей Барамией, с которым я познакомился еще в 2013 году в Нижнем Новгороде, где играл на разогреве у «СБПЧ». Мы сдружились, и чуть позже я сделал реворк на его очень нежный трек «Shiny», он также на альбоме.

Каждый концерт, лагерь, мастер-класс или курс по Ableton — это сольфеджио человеческой природы. Мне кажется, это самое интересное, что может быть в жизни. Вот эти взаимодействия с людьми через творчество, циркуляция невидимой энергии, открытие художника в каждом из нас. Это просто красиво.

Альбом Антона Маскелиаде «O» на iTunes


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245239
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412055
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416909
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422111
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423752