31 октября 2016Современная музыка
210

«Подумайте о том, что мы делаем на нашей планете, с космической перспективы»

Шведский бард и социальный гуманист Хосе Гонсалес о глобальной этике, разумной жизни в космосе и диалоге культур

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Malin Johansson

Шведский бард Хосе Гонсалес больше всего известен интимными кавер-версиями хитов The Knife и Massive Attack, однако в его портфолио — четыре отменных альбома собственных песен, где минорные мелодии переплетаются с латиноамериканскими ритмами, а меланхолическая лирика — с размышлениями о судьбах человечества. В преддверии концерта 2 ноября в Yotaspace Денис Бояринов поговорил с героем документального фильма «Необыкновенная жизнь обыкновенного Хосе Гонсалеса» о социальном гуманизме и контактах с внеземными цивилизациями.

— Перед тем как запеть тихие песни, вы играли очень громкие — в хардкор-группе. Почему с вами произошел такой резкий поворот?

— Я начал учиться играть на акустической гитаре подростком. Учился сам — по The Beatles, босанове, песням бардов, а позже перешел на классический репертуар для гитары. Когда мне было 14, я начал играть на бас-гитаре. Естественно, мы собрали с друзьями группу и начали играть панк — ну а что еще могут играть бунтующие тинейджеры? Потом панк превратился в хардкор. Эта группа просуществовала лет пять — и все это время я не прекращал заниматься классической гитарой. Когда я пошел в университет изучать химию и молекулярную биологию, группа распалась, я стал играть один, записал дебютный альбом песен под гитару — он имел большой успех. Ну а дальше уже не было смысла возвращаться к хардкору.

— Вы начали писать песни еще в хардкор-группе? О чем они были?

— Мы писали их всей группой. Хоть я и играл на басу, я часто придумывал риффы, но еще лучше у меня получались тексты. На дворе была середина 1990-х — в Швеции в это время была вторая волна straight edge и хардкора. Мы пели и на социальные темы — про защиту прав животных и тому подобное, но больше у нас было песен о личных проблемах, написанных под влиянием эмо-панка.

Люди — это очень развитые обезьяны, получившие удивительные способности и возможности, которых нет у других обезьян.

— Предыдущая пластинка «In Our Nature» была вами написана под впечатлением от книг Ричарда Докинза «Бог как иллюзия» и Питера Сингера «Практическая этика». А о чем ваша последняя пластинка «Vestiges & Claws»?

— Меня волнуют примерно те же темы: глобальная этика, как человечество должно вести себя и как нам надо развиваться дальше. Я остаюсь приверженцем идей светского гуманизма. Люди — это очень развитые обезьяны, получившие удивительные способности и возможности, которых нет у других обезьян. Эти способности и возможности появились у нас в результате долгого эволюционного процесса. Как мы должны распоряжаться этой силой и властью, сознавая свою ответственность за сохранность не только собственного рода, но и менее развитых биологических видов? Вот об этом я люблю размышлять, в том числе и в своих песнях. Но, конечно, не всегда прямым текстом, чаще всего — метафорически.

— Судя по вашему инстаграму, вас интересует не только как человечество должно жить на Земле, но и есть ли еще какая-то разумная жизнь во Вселенной.

— Это вы о фотографии звезды Табби? Да, я интересуюсь тем, какое место человечество занимает во Вселенной. Хотя последнее время я занимаюсь только музыкой, но 14 лет назад я был студентом, увлеченным биохимией, и проводил научные исследования. Я до сих пор интересуюсь развитием науки. Конечно, на поверхностном уровне — читаю научно-популярные журналы, смотрю документальные фильмы. В астрономии я не очень сведущ, но фотографии далеких созвездий вдохновляют, а кроме того, неплохо переключают восприятие. Вот попробуйте подумать о том, что мы делаем на нашей планете, с космической перспективы — это может серьезно изменить точку зрения на насущные земные вопросы.

José González — «Every Age»

— Так вы верите...

— В пришельцев?

— В то, что мы не одни во Вселенной, и в возможность контакта с другой разумной цивилизацией.

— Я разговаривал об этом с людьми, которые лучше, чем я, в этом разбираются. Пока мы можем делать только предположения. Вероятность того, что где-то во Вселенной существует другая планета с микробиологической жизнью, похожей на земную, очень велика. Было бы даже странно, если бы ее не было. В какой-то момент мы ее, скорее всего, обнаружим. Вопрос контакта с другой цивилизацией еще более сложный. Сколько лет человечество посылает сигналы в космос? Максимум лет сто — в масштабах Вселенной это ерунда. А вдруг они нам тоже давно посылают сигналы, но мы не в состоянии их принять и прочесть? Словом, иногда задумываться об этом увлекательно, но, если честно, я не посвящаю этому много своего времени (смеется).

А вдруг они нам тоже давно посылают сигналы, но мы не в состоянии их принять и прочесть?

— Ваша международная известность началась с кавер-версии песни дуэта The Knife «Heartbeat», и после этого вы записали еще несколько очень удачных ремейков. По какому принципу вы выбираете песни для реинтерпретации?

— Я начал записывать кавер-версии по простой причине: мне не хватало собственных песен, а что-то исполнять на концертах было надо. «Heartbeat» я выбрал потому, что песня мне очень нравилась, она была совершенно непохожа на мою, и я почувствовал, что могу ее исполнить по-своему и она сработает. Так я и до сих пор выбираю — интуитивно. Главный критерий, пожалуй, — чтобы на мою песню была совсем не похожа. Кстати, последние годы я записываю каверы все реже. Один из моих самых любимых — ремейк песни Артура Расселла. Его очень любят музыканты, но широкой аудитории он не очень известен. Видимо, потому что его песни слишком фривольны.

José González — «This Is How We Walk on the Moon»

— Какими будут ваши новые песни?

— Пока я это не очень представляю. Сейчас я занят репетициями своих концертов — сольных и с оркестром The Goteborg String Theory. В следующем году я предполагаю заняться новыми песнями, которые планирую записывать вместе с нигерийским музыкантом Бугино. Он удивительный. Я давно был увлечен африканской музыкой, и вот теперь у меня будет возможность поиграть ее самому.

— Ваш нынешний концерт в Москве проводится в рамках презентации портала Sweden.ru, который будет пропагандировать на русском языке шведскую культуру и шведские ценности. Как бы вы описали Швецию русскому приятелю — коротко говоря, что это за страна?

— Швеция — это страна, которая пытается быть гуманистическим государством, превыше всего ставя интересы каждого своего гражданина. Поэтому в Швеции так много внимания уделяется защите прав человека и поддержанию благосостояния всех социальных групп. Конечно, Швеция — страна неоднородная, и у нее есть свои проблемы. Немало проблем. В первую очередь, проблема мигрантов. Именно поэтому, как мне кажется, важен диалог между разными странами, диалог культур — мы должны общаться друг с другом, чтобы вместе находить пути решения глобальных проблем.

José González — «Hand on Your Heart»

— По паспорту вы швед, но по крови — аргентинец. Вы чувствуете себя стопроцентным шведом?

— Оба моих родителя — из Аргентины, и мой отец сейчас живет там. Но я вырос в шведской культуре, я с детства знаю шведский язык, поэтому, конечно же, я чувствую себя шведом. В Аргентине я был много раз, я говорю по-испански, но всякий раз, когда я там бываю, у меня чувство, что я в гостях. Нет ощущения второй родины. Хотя, может, это потому, что я — пескетарианец, а Аргентина — очень мясная страна (смеется).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245255
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412071
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416923
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422124
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423764