12 сентября 2016Современная музыка
162

Зиг: «Не волнуйтесь об этой сцене, здесь я буду импровизировать»

Пианист и режиссер о том, как, импровизируя, он играет джаз, снимает кино и путешествует

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture 

16 сентября в московском ЦДХ и 19 сентября в петербургском музее «Эрарта» выступит трио, состоящее из известного французского трубача Эрика Трюффаза, латышского барабанщика Артиса Орубса и мультиинструменталиста, композитора и режиссера Зигфрида. Неутомимый путешественник, пианист и виолончелист, Зигфрид (или просто Зиг) втягивает в свое творчество самых разных людей — от мастера индейской флейты Криса Хейворда до лидера петербургской группы «Есть Есть Есть» Миши Феничева. Егор Антощенко поговорил с Зигом об импровизации и свободе в кино и музыке.

— Вы человек множества профессий: музыкант, режиссер, фотограф. Какая идет первой по счету?

— Музыка. С шести лет я начал заниматься на фортепиано, потом учился композиции в Парижской консерватории, начал сочинять музыку. Где-то в 17 или 18 лет я начал снимать короткометражные фильмы прямо на улицах. Они оказались довольно успешными — так что в 23 года я снял свой первый полнометражный фильм практически без бюджета.

Зиг, Эрик Трюффаз и Артис Орубс исполняют живьем пластинку «Elegia Session»

— Как вы познакомились с Эриком Трюффазом?

— Это очень долгая история: впервые мы встретились, когда мне нужен был трубач — я тогда записывал музыку для своего первого фильма «Луиза (дубль 2)». Это произошло больше двадцати лет назад, он уже был известным музыкантом в то время. За годы, прошедшие с тех пор, мы очень сблизились: записали несколько пластинок в студии, играем концерты в трио с замечательным латышским ударником Артисом Орубсом. С Эриком здорово играть, он дает партнерам много свободы.

— Вы уже знаете, что будете играть в Москве и Петербурге?

— Если честно, нет. Я всегда думаю о новых идеях — с таким музыкантом, как Трюффаз, интереснее делать что-то новое, чем возвращаться к старым вещам. Хотя и они могут появиться в каких-то новых версиях. Это будет такое спонтанное сочинение музыки. Как на вечеринке: ты же не говоришь каждому гостю, что ему делать, — пусть занимаются чем хотят. Вот и у нас так: я начинаю с мелодии, Эрик или Артис отвечает, мы в игре.

— Вы часто называете композиции по именам городов, где были. На совместной пластинке с Трюффазом фигурируют Алма-Ата, Бангкок…

— Да, я всю жизнь путешествую и часто делаю такие зарисовки в разных местах. Иногда записываю на диктофон атмосферу того или иного города, звуки улицы или метро. Или стихи, или обрывки мелодии, которую кто-то напевает рядом, — мне важно создать пространство в своих композициях, и эти вещи здорово в этом помогают.

Зиг и тунисский певец Мунир Труди на концерте в Риге

— Как-то вы записались с Мишей Феничевым из питерской группы «Есть Есть Есть». Расскажите, как это произошло.

Я выступал на одном фестивале с его группой 2H Company в начале нулевых — она мне очень понравилась! Вообще у меня джазовый и классический бэкграунд, но я люблю и хип-хоп тоже, тогда я как раз работал над урбанистической пластинкой «Hip Blue Session». Я тут же попросил Феничева написать какой-нибудь поэтичный текст — мне сказали, что у него очень образный язык. Все было спонтанно, я записал его за час.

— Как вам вообще звучание русского рэпа?

— Я не очень в нем разбираюсь, но слышал какие-то треки. На самом деле важны поэзия, ритм, подача. У Миши очень классный быстрый флоу, в этом есть что-то от старой школы, мне нравится.

— Еще у вас есть совместный альбом с флейтистом Крисом Хейвордом, написанный под впечатлением от путешествия в Марокко. Как вас занесло в Африку?

— Я часто бываю в тех краях: в Тунисе у меня есть музыкальный проект с суфийским певцом Муниром Труди. Что касается Криса, то он для меня как большой брат, я знаю его столько же, сколько Эрика. Он большой мастер: может в один день выступать с филармоническим оркестром, в другой — играть сумасшедший джаз, в третий — шаманскую музыку на индейской флейте. Я привез из Марокко записи местной музыки, записал шум улиц, города — так что, когда слушаешь эту пластинку, создается впечатление, что она записана не в студии во Франции, а там.

Трейлер фильма «Санса»

— Поговорим о кино. Наверное, самый ваш известный фильм — это «Санса», роуд-муви о беспечном художнике, который путешествует по всему миру без гроша в кармане. В России у него забирают последние деньги, потом он попадает в плен не то к революционерам, не то к бандитам — вы как-то чересчур мрачно страну показываете.

— Ну это же всего лишь кино. Иногда нужно дать сюжету толчок, думаешь: не устроить ли здесь войнушку? Я отношусь к этому просто. Я люблю людей, и если мне встречается интересный персонаж, я сразу начинаю придумывать, как я могу его задействовать, — с музыкантами тоже так. Так было с девушками, с которыми Санса напивается в России, — это мои подруги из Иркутска. Я часто импровизирую: под Петербургом мы нашли прекрасную промзону с брошенными контейнерами, и я решил, что она идеально подходит для сцены с перестрелкой. Ты не просчитываешь все, какие-то части фильма рождаются спонтанно.

— Я думал, что на съемках все должно быть четко, как в армии: сценарий, тайминг и так далее.

— Что-то, естественно, продумывается заранее, над фильмом работает много людей, так что все должно быть организованно. Но, в отличие от других режиссеров, я всегда оставляю в сценариях пространство для спонтанных моментов.

Я люблю людей, и если мне встречается интересный персонаж, я сразу начинаю придумывать, как я могу его задействовать.

— В главном герое «Сансы» есть что-то от вас?

— Мне все друзья говорят, что я снял фильм о себе. Но он скорее о моей жизненной философии: страсти к путешествиям, новым встречам, приключениям. Санса бы не смог просидеть год в студии, монтируя фильм. В конечном счете я рад, что за картиной видно, что за человек ее снимал. Это случается далеко не всегда: иногда есть просто история, жанровые клише, стиль, но за всем этим не видишь личности автора. Мне скорее ближе по духу дирижер Клик, с которым Сансу сводит судьба.

— Последний ваш фильм называется «Детские истории», и он был снят в Казахстане и в Индии. Как вы над ним работали?

— Если в «Сансе» у меня была съемочная группа, то здесь я решил снять все самостоятельно. Фильм был сделан за три дня, часть его снималась у моего друга в Казахстане, часть — в Калькутте. В кадре — самые обычные дети, им нравилось играть, хотя управляться с ними порой было тяжело. Сами съемки продолжались всего три дня, это две маленькие истории о детских мыслях и переживаниях. Все проходило весело, серьезная работа началась потом, когда я увидел отснятый материал. Вообще талантливые дети в кадре — это лучшее, что может быть в кино. Потому что когда люди видят их на экране, они ностальгируют по собственной юности.

— Вам хотелось бы снять фильм с большим бюджетом?

— Многие думают, что деньги дают свободу, но мне так не кажется. Потому что ты вынужден постоянно советоваться с теми, кто их дает. У меня есть друзья, которые делают высокобюджетное кино; им постоянно приходится отстаивать свои идеи перед продюсером, пробивать каждый замысел. Ты не можешь, как я, сказать: «Не волнуйтесь об этой сцене, здесь я буду импровизировать». Тебе скажут: «Ты что, рехнулся?» Я, в отличие от этих друзей, могу заработать деньги концертами и вложить эти деньги в кино, если понадобится. Мне не нужно ждать, когда кто-то выделит бюджет, — я могу при желании начать съемки хоть сегодня вечером. Я работаю быстро, актерам не нужно быть со мной месяцами. Я спрашиваю: ты свободен завтра? И на следующий день начинаются съемки. Это как джазовый джем — часто из этого получаются превосходные вещи.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245272
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412084
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416938
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422136
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423775