5 августа 2016Современная музыка
205

Джесси Ланца: «Моим соседям все равно»

Канадская певица и продюсер о джазовых пианистах, любви к радио и пользе скромной жизни в провинции

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Jessy Lanza

Сегодня ночью на «Стрелке» выступает канадская певица и продюсер Джесси Ланца. Недоучившаяся джазовая пианистка, променявшая рояль на сэмплеры и синтезаторы, делает умный арт-синти-поп, который рвется в радио-хит-парады, но вряд ли там окажется (из-за ее застенчивости). Джесси Ланца начала записывать песни после знакомства с Джереми Гринспеном, автором музыки известного дуэта Junior Boys. Перед концертом Денис Бояринов позвонил певице-продюсеру в ее родной городок Гамильтон, чтобы выяснить, почему она не уезжает из канадской провинции.

— Вы же музыкой с детства занимаетесь?

— Оба моих родителя были музыкантами. Играли в разных группах. Поэтому музыка всегда была большой частью моей жизни. С очень юного возраста я училась играть на пианино, занималась пением и танцами. А вот на спорт времени уже не хватало (смеется).

— Вам нравились занятия музыкой?

— Выбора у меня не было. Мне же было пять лет. Но я хорошо училась — старалась. А если бы не нравилось, я бы перестала ходить в школу.

— А потом в университете вы учились на джазового пианиста. Кстати, кто ваш любимый джазовый пианист?

— Уф-ф. Сложный вопрос. Эрролл Гарнер мне очень нравится. Билл Эванс. А первый пианист, манеру которого я начала глубоко изучать, был Ред Гарленд, потому что он играл очень просто. Ну а так вообще много кого еще можно вспомнить.

— Сейчас вы можете сыграть джаз?

(Смеется.) Надеюсь. Но это будет не очень хороший джаз. Я давно не практиковалась. Все запущено.

— А почему вы бросили занятия в университете?

— Там было слишком много писанины, которая мне не нравилась, — всякие творческие задания. А главное, мои интересы изменились — тогда меня очень увлек продакшн. Как сделать музыку самому? Как сделать так, чтобы она зазвучала? Я хотела сама делать музыку на компьютере, а не тратить дни на разучивание чужих сочинений.

— Теперь вы ведете мастер-классы для девочек, посвященные тому, как работать с электронными инструментами. А вы сами как этому учились?

— У меня не было другого варианта, кроме как просто начать записываться самой. Учиться мне было не у кого, да и денег у меня не было. Все, что у меня было, — это мой компьютер. Я купила звуковую карту и пару инструментов и начала учиться сама. По роликам из YouTube.

Когда я познакомилась с Джереми Гринспеном, он дал мне мою первую копию Logic — программы-секвенсора и показал мне, что это вообще такое. Моя подруга Кристи Сили — с ней мы вместе ведем эти курсы для девочек — меня многому научила. Разные музыканты, которых я встречала, рассказывали мне о всяких приемчиках.

— Когда вы решили, что нужно сделать свой собственный проект — начать выступать, записываться и все такое?

— Я не решила делать свой проект, так получилось. Кажется, это был 2010-й. Как-то мы с Джереми провели день в студии — записывались. У нас не было намерения «сделать проект». Скорее мы дурака валяли. А потом, спустя год или два, лейбл Hyperdub проявил интерес к той музыке, которую мы тогда записали. Они всерьез решили ее издать — и издали.

— Вы посылали демо на Hyperdub?

— Стив (Гудман, глава Hyperdub. — Ред.) — старинный друг Джереми. Мы показывали эти записи многим людям и многим лейблам, но никто не заинтересовался. А Стиву понравилось.

— Как устроены ваши отношения с Hyperdub? Они вас направляют как артиста или вы делаете что хотите, а они просто издают музыку?

Hyperdub делятся с нами своими мыслями или предложениями. Пишут, что они думают по поводу нашей музыки. Но никаких прямых указаний не дают. Ни разу не написали: что за фигню вы делаете (смеется).

— А вы со Стивом Гудманом тоже подружились?

— Да, мы друзья. Мы переписываемся. Он шлет мне музыку, которая, по его мнению, мне понравится, а я ему — ту, которая может понравиться ему. Когда мы с Джереми бываем в Лондоне, мы с ним обязательно видимся. Он останавливался у нас дома много раз, когда приезжал играть в Торонто.

Нужно иметь такое место, где ты можешь оторваться от мысли, что занят чем-то важным.

— Почему вы остались жить в Гамильтоне, а не перебрались в Торонто, например, — в город покрупнее?

— Это мой родной город. Здесь дешево. Здесь у меня есть возможность иметь свою студию — в собственном доме. А в большом городе мне пришлось бы снимать квартиру и студию, что вряд ли я бы смогла себе позволить. А еще мне нравится, что вокруг меня живут люди, которым все равно, чем я занимаюсь, и которым не хочется постоянно говорить о музыке. Нужно иметь такое место, где ты можешь оторваться от мысли, что занят чем-то важным и что сам как будто бы важный. Мне нравится жить тихой жизнью в Гамильтоне, хотя мне нравится и уезжать в большие города.

— Неужели никто в Гамильтоне не знает, что вы занимаетесь музыкой и довольно успешно, что даже приезжаете с концертом в Москву?

— В Гамильтоне не интересуются электронной музыкой. Тут слушают Bon Jovi или что-то типа такого. Нет, я тут никому не известна. Моим соседям все равно.

— Вам нравится, когда ваши песни сравнивают с поп-музыкой, называют аутсайдерским R&B?

— Да, мы с Джереми очень любим поп-музыку, мы любим слушать радио. Из современной музыки сейчас мне больше всего нравится мейнстримовый хип-хоп и R&B. Наши альбомы — это то, что у нас с Джереми получается, когда мы хотим записать песню, которую бы взяли на радио (смеется).

— Вы не пытались войти в мир поп-продакшна? Взять и послать свои биты какой-нибудь рэп-звезде.

— Разумеется. Так и делали. Но никому они не понравились (смеется).

— Забавно, что когда журналисты начинают анализировать ваши альбомы, они находят там влияния из разных стран и времен — от африканского кудуро до японского синти-попа 1980-х.

— Просто это та музыка, которую я люблю, слушаю и рассказываю об этом журналистам. У нас с Джереми большая коллекция странной музыки из 1970-х и 1980-х. Японский синти-поп — особенно Yellow Magic Orchestra — оказал на нас очень большое влияние, потому что их музыка построена на сэмплах. Мы с Джереми постоянно используем сэмплы, чтобы делать биты и подложки. Все эти программные наборы сэмплов — они одинаковые. Поэтому все используют одно и то же. Я трачу много времени на то, чтобы собрать свою библиотеку сэмплов. Днями и неделями я слушаю пластинки — ищу интересные фрагменты, делаю диктофонные записи на природе и в городе, на улице и в супермаркете. А иногда они попадаются в YouTube.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245281
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412090
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416942
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422139
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423779