11 марта 2016Современная музыка
285

Medeski, Martin & Wood: «Самое важное — импровизировать и экспериментировать»

Знаменитые нью-йоркские джазмены о чечетке, бразильской музыке, детском альбоме и крене в академизм

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Centro Nacional de Difusión Musical

12 марта в Международном доме музыки выступит трио Medeski, Martin & Wood — знаковые нью-йоркские джазмены, которые с 1990-х соединяют авангардную импровизацию с танцевальным грувом. Они популяризовали теплый звук органа Hammond, использовали в своей музыке элементы хип-хопа, заигрывали с эмбиентом — а в конце нулевых выпустили альбом для детей «Let's Go Everywhere». Последней на настоящий момент коллаборацией трио стало живое выступление с современным классическим оркестром Alarm Will Sound, по мотивам которого они собираются выпустить альбом. В преддверии московского концерта ударник Билли Мартин и басист Крис Вуд рассказали COLTA.RU о своих многочисленных проектах и алкогольных предпочтениях.

«Juicy Lucy»

— Билли, я только что посмотрел видео «Juicy Lucy» с вашей мамой в главной роли. Она профессиональная танцовщица?

Билли Мартин: Да, в пятидесятые она много выступала в Radio City Music Hall. Но большую часть жизни преподавала — степ, чечетка, джаз. Вот я и решил, что настало время показать ее таланты миру, так сказать.

— Вас она наверняка тоже пыталась танцам научить?

Мартин: Да, я отбивал чечетку, когда был совсем маленький. Но потом перестал — появились другие интересы.

— Почему вы начали играть бразильскую музыку в 1980-е? Тогда вроде хип-хоп был самым свежим направлением.

Мартин: Это случайно получилось. Я играл на барабанах, но вообще тогда не знал, что такое самба и с чем ее едят. Хотя в подсознании у меня было желание попробовать, наверное. Однажды я увидел объявление о курсах латиноамериканской перкуссии в Village Voice, записался — и это в корне поменяло мою жизнь. И какое-то время я играл исключительно бразильскую музыку.

— Вы тусовались в Испанском Гарлеме, в соответствующей среде?

Мартин: Нет, я ходил в клуб Sounds of Brazil на Манхэттене рядом с Гринвич-Виллидж — там была отличная атмосфера, играли настоящую самбу, как на карнавалах в Рио. Он до сих пор, кстати, существует. Сначала я ходил туда слушать других, потом стал играть там со своими группами. Medeski, Martin & Wood образовались значительно позднее, я успел до этого поиграть и софт-джаз, и латину и поучаствовать в группе Lounge Lizards (авант-джазовая группа саксофониста Джона Лури, прославившегося в России картиной-мемом «Превед, медвед!»; в ней в свое время играли гитарист Марк Рибо, Арто Линдси и другие важные фигуры нью-йоркской музыки. — Ред.). Боб Моузез, мой тогдашний наставник и великолепный барабанщик, рассказал мне о Джоне Медески, потом тот пришел на один из моих концертов, ну и так далее.

Все, что помогает самовыражению, — хорошо.

— Крис, у вас, в свою очередь, давние отношения с фолком и американой. Кроме Medeski, Martin & Wood вы играете со своим братом Оливером в группе Wood Brothers. Есть ли там простор для импровизации, как в трио?

Крис Вуд: Ну, у Wood Brothers и Medeski, Martin & Wood на 80—85% одни и те же корни. Просто Wood Brothers — это больше о песнях, сонграйтинге. А так джаз, блюз и фолк — это все один и тот же источник. Хотя не могу сказать, что я слушаю очень много фолка сейчас.

— Билли, как произошел ваш поворот от бразильской музыки к авангарду, тому, что называют нью-йоркской даунтаун-сценой?

Мартин: Где-то в 1986-м или 1987-м я начал играть в разных составах как приглашенный ударник в клубе Knitting Factory. Я очень сильно проперся от этого места, там играли совершенно безумные люди, устраивались какие-то стихийные экспериментальные концерты. Так я попал в состав зорновского проекта Cobra и вошел в этот круг музыкантов. Это была очередная поворотная точка. Я даже написал сценарий художественного фильма, основанного на тех событиях, — это был очень важный период в моей жизни. Когда мы начали играть как Medeski, Martin & Wood, Зорн постоянно приходил на наши концерты, а потом пригласил меня и Медески в первый состав своей группы Masada. Даунтаун-сцена — это вообще очень тесная тусовка, мы все жили по соседству, постоянно общались, джемовали друг с другом.

Medeski, Martin & Wood и Alarm Will Sound

— Расскажите о вашей совместной работе с коллективом Alarm Will Sound. Они известны тем, что играют Стива Райха, Лигети, даже Афекса Твина, но никак не джаз...

Вуд: Мы давно хотели поработать с оркестром, но это оказалось очень сложно по организационным причинам. Alarm Will Sound к тому же — не классический организованный оркестр, а довольно спонтанное образование, у каждого музыканта — множество сторонних проектов. Но мы дали несколько совместных концертов — и записали один из них. Это очень эклектичная история — такое наслоение разных стилей.

Мартин: Мы только что закончили мастеринг этого альбома — даже не знаем, когда он выйдет. Скорее всего, летом. Вообще это довольно нехарактерная для нас работа, менее спонтанная — там явный крен в академизм. Это такая комбинация грува и камерной музыки, если говорить грубо.

— А как появилась идея записать детский альбом «Let's Go Everywhere»?

Вуд: У нас были знакомые, которые основали лейбл, где выходит музыка для детей. Вообще это был замечательный опыт. Мы просто приходили в студию и с первого дубля все играли — без какого-либо напряга. Вся пластинка была записана и сведена за четыре или пять дней! Получился настоящий семейный альбом — и для детей, и для родителей.

«Let's Go Everywhere» — блестящая переделка старинного кантри-номера Джонни Кэша

— Билли, у вас же еще было несколько персональных выставок. Как вы начали рисовать?

Мартин: Я самоучка. Не знаю, как назвать то, что я делаю: ар-брют, абстрактный экспрессионизм? Что такое вообще сегодня абстрактный экспрессионизм? Скажем так: самое важное для меня — импровизировать и экспериментировать. В юности мне нравились и Ван Гог, и Миро, и Кандинский — да все классики, в общем. Когда я играл в Lounge Lizards, мне снесло крышу от работ Баския. Джон Лури повесил несколько его картин в том помещении, где мы репетировали. Я же очень был увлечен граффити тогда, это было очень интересным явлением: граффити, хип-хоп. А Баския был таким человеком афроамериканского ренессанса, у его творчества были те же корни, что и у музыки, которую я играл.

Все равно использую компьютер для сочинения музыки.

— Я вот как раз про хип-хоп хотел спросить. Вы тогда экспериментировали с сэмплерами, драм-машинами?

Мартин: Да, в 1980-е я всем этим увлекался. Это во многом было продиктовано временем. Но потом я… утратил веру в технологию, что ли. Сосредоточился на живых вибрациях. Хотя сейчас работаю с софтом, с Ableton Live. На самом деле в ход идет все, как у Баския: он мог распечатать изображение на ксероксе, разместить его на холсте, нарисовать что-то сверху. Для него не существовало никаких правил: все, что помогает самовыражению, — хорошо. Вот и у меня так же: хоть я и не увлекаюсь саунд-дизайном, предпочитаю живые барабаны, я все равно использую компьютер для сочинения музыки, редактуры звука и так далее.

— Последний вопрос: что лучше всего выпить после хорошего концерта?

Мартин: Зависит от того, где ты находишься. Если ты в Италии — наверное, это вино. В Мексике — текила. А в России я предпочел бы водку.

Вуд: Я бы выбрал бурбон. Bulleit Rye, например. Если он у вас есть — будет здорово.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245383
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412173
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417017
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422185
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423840