26 октября 2015Академическая музыка
103

Композитор нашего времени

Большой театр празднует 60-летие Леонида Десятникова

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureАктриса Светлана Крючкова на концерте в честь юбилея Леонида Десятникова в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского© Максим Блинов / РИА Новости

Композитор Леонид Десятников родился в Харькове, являет собой квинтэссенцию петербуржца, а театр, который наиболее с ним связан, находится в Москве и называется Большой. Так уж исторически сложилось. Здесь на его музыку Алексеем Ратманским были поставлены балеты «Русские сезоны» и «Утраченные иллюзии», Эймунтасом Някрошюсом — опера «Дети Розенталя», приведшая к первому оперному скандалу в новейшей российской истории и возникновению у «Золотой маски» революционной номинации «работа композитора в музыкальном театре» (до этого как-то так считалось, что все композиторы уже умерли и «Маску» им не вручишь). Недолгий московский период жизни Десятникова, решившегося художественно возглавить суровую махину Большого театра, останется в памяти как невероятный сказочный мираж. Тогда главная сцена державы ненадолго обрела человеческое лицо, и это лицо запросто могло обратиться к публике, например, с предпремьерной лекцией о «Воццеке» Альбана Берга, благодарно и внимательно выслушиваемой. Это было не так давно — сезон-2009/2010, но кажется, что в другой жизни.

Памятуя о совместно прожитом, нынешний Большой театр благородно взялся наиболее грандиозным образом отпраздновать 60-летие композитора: восстановлены оба балета, записаны на фирме «Мелодия» «Дети Розенталя», концертная составляющая фестиваля, который продолжается до 1 ноября, демонстрирует значительную часть важных работ, в том числе давно или никогда в Москве не звучавших.

Досадно, что концерт-открытие, прошедший в зале Чайковского ровно в день рождения, 16 октября, совсем не задался. Чтобы музыка Десятникова казалась легкой на слух, над ней надо как следует попотеть, каждая нота требует специального к себе отношения. Это вам не сто первое «Лебединое озеро» за сезон. Но опытный ее исполнитель Александр Ведерников не смог добиться от оркестра Большого театра чего-то вразумительного. «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» спасли вкусные народные тексты в обработке Бориса Шергина и Светлана Крючкова в роли сказительницы. «Эскизы к “Закату”», где хит на хите, прозвучали как скучный диктант на уроке сольфеджио и казались совсем другой музыкой, нежели та, что была сыграна полгода назад Курентзисом на Дягилевском фестивале в Перми. Фирменное фортепианное соло Алексея Гориболя не исправило положения. Абсурдность ситуации заключалась в том, что музыканты, умеющие здорово исполнять Десятникова, имеются сейчас в избытке, уже выросло новое поколение, и даже среди публики в зале сидело несколько скрипачей, которые бы отлично зажгли партию первой скрипки. Но нет, Большой театр решил максимально обойтись своими силами.

Композитор Леонид Десятников на юбилейном концерте в Концертном зале имени Петра Ильича ЧайковскогоКомпозитор Леонид Десятников на юбилейном концерте в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского© Максим Блинов / РИА Новости

И уж совсем не повезло «Зиме священной 1949 года», значительному и почти ритуальному опусу, сакрализующему так называемый basic soviet English и звучавшему в Москве впервые с 2001 года. Он написан для оркестра, хора (капелла Полянского) и солистов (Анна Аглатова и Екатерина Сергеева) на тексты из учебника английского языка для советских школ 1949 года выпуска. И вот от этой химической реакции между казенными мантрами про Moscow is our capital, задиристой музыкой, нависающей тенью пионерского детства, и соответствующей партитурой Стравинского рождается тонкая, едкая и тревожная десятниковская ирония. Однако ее могли уловить лишь обладатели стильного буклета, но не общедоступной программки, в которой не было ни текстов, ни переводов, ни вообще каких-либо пояснений. В общем, «Воццек», представленный в свое время Десятниковым, оказался в гораздо более комфортной ситуации, чем сейчас Десятников, представленный Большим театром.

Дело пошло на лад в камерном цикле из трех программ в Бетховенском зале, последняя из которых состоится 30 октября и гарантированно сорвет овацию приготовленной на финал музыкой из кинофильма «Москва». Чем теснее музыкантский круг, тем вернее путь к правильно найденной десятниковской интонации. Уже сейчас понятно, что в сплоченных рядах сознательных исполнителей этой музыки, много лет рекрутируемых и ведомых Алексеем Гориболем, имеются превосходные пополнения. Значимым участником этих программ стал Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, который, в частности, впервые в Москве исполнил «Дар», отточенную и остроумную кантату на стихи Гавриила Державина, подернутую нежным флером позднесоветской попсы. Молодая звезда Большого Венера Гимадиева, уже знакомая с музыкой Десятникова по «Путешествию Лисы на Северо-Запад», дебютировала в щемящей партии Бедной Лизы в одноименной ранней камерной опере по Карамзину и сделала это очень чутко. Партию ее соблазнителя уверенно исполнил Борис Рудак. До этого Бедной Лизой у нас многие годы была Юлия Корпачева, идеальная страдалица масштаба Достоевского, очень человеческая. Гимадиева — гораздо более неземное создание, страшно хрупкое и одновременно сильное, для ее ангельского голоса в опере имеется дивная, слегка ретушированная под условное Средневековье песня — готовый бис на будущее.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244877
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411739
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416650
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421871
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423527