Репин в Сибири

Trans-Siberian Art Festival как экспортный бренд

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина

В Новосибирске проходит первый Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, одного из самых знаменитых уроженцев города, выпускника новосибирской скрипичной школы, ученика Захара Брона, чудо-ребенка позднесоветской эпохи, входящего сейчас в мировую скрипичную элиту и, похоже, становящегося скрипачом номер один в России. Осенью здесь наконец-то построили приличный концертный зал, дав ему имя покойного дирижера Арнольда Каца, — неприлично поздно для города со старым качественным оркестром и хорошей публикой, как раз Кацем в течение 50 лет и воспитываемой. И было решено быстро и очень амбициозно действовать. Репин нашел в своем расписании пустые две недели, собрал профессиональную команду, подключил свое международное реноме, не забыл про любовь земляков. И все сошлось. Даже непредвиденная чехарда с новосибирской политической верхушкой (добро на фестиваль давал один губернатор, а цветы на концерте-открытии несли уже от исполняющего обязанности) не помешала.

© Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина

За полгода с нуля удалось собрать программу, в которой есть решительно все: опера (Ольга Бородина), балет (Светлана Захарова), мировая премьера («Голоса скрипки» Беньямина Юсупова), кино (документальные фильмы про Ростроповича и Нуриева англичанина Джона Бридката), социальные проекты (сотрудничество с фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца»), региональные проекты (выезды с концертами за пределы Новосибирска), поддержка подрастающего поколения (концерты с участием учеников местного музыкального колледжа), солидный западный коллектив (English Chamber Orchestra) и пригоршня достойных инструменталистов (пианисты Николай Луганский и Андрей Коробейников, виолончелист Марио Брунелло). На открытии Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижировал Кент Нагано, на закрытии в День космонавтики, 12 апреля, будет Валерий Гергиев. В десяти концертах в течение тринадцати фестивальных дней участвует сам Вадим Репин.

Какого-то одного определенного адресата у фестиваля нет, но и государственный чиновник, и просвещенный меломан, и продвинутый хипстер, и западный журналист найдут там свою радость.

Кент Нагано в НовосибирскеКент Нагано в Новосибирске© Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина

Кстати, о журналистах. Судя по количественному соотношению и представительности российских и западных коллег (многочисленный журналистский десант со всего мира включает «Евроньюз» и канал Mezzo), за пределами России это событие гораздо интереснее, чем внутри нее. Ну или организаторам показалось, что так сподручнее его раскручивать.

И действительно, эффект от созерцания хорошо известного на Западе Репина в инопланетном и совершенно непредсказуемом сибирском ландшафте грандиозный, я наблюдала. Судите сами. Приезжаешь за пять часовых поясов, предварительно посоветовавшись с семьей, как быть, если вдруг война, опасливо смотришь кругом, плывешь, плывешь в этом море русского хаоса — среди вечных кривых заборов, унылой послезимней грязи, дикой застройки, безнадежного караоке в гостиничном подземелье, наглых вывесок, каждую улицу, даже центральную, превращающих в газету объявлений.

Вадим Репин в БердскеВадим Репин в Бердске© Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина

И вдруг — бульк — выплываешь под безукоризненным куполом новенького планетария. Или — в роскошных, заботливо вычищенных сталинских просторах «Сибирского Колизея», самого большого оперного театра Евразии. Или — на 13-м хайтековском этаже послезавтрашнего научного счастья в местном Академгородке. Или — в кричаще неброско оформленном заведении главного новосибирского ресторатора, где микроскопические порции непонятно из чего сделанной и даже страшно себе представить, сколько стоящей еды разложены на разных краях полуметровой тарелки.

Или — в недавно отстроенном филармоническом зале, куда на один день, по дороге из Мадрида в Берлин, прилетает дирижер Кент Нагано и — удивительное дело — находит очень крепкий, профессиональный, немного чопорный оркестр, с которым играет вовсе даже не Первый концерт Чайковского, а Испанскую симфонию Лало и Фантастическую Берлиоза, примерно к середине Берлиоза не на шутку раззадоривая и музыкантов, и зал. Справедливости ради стоит сказать, что загодя чрезвычайно занятой Нагано прислал своего ассистента для предварительной работы.

© Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина

Или — бульк — и никуда не выплываешь. Вокруг Советский Союз, дом культуры «Родина» в расположенном недалеко от Новосибирска городе Бердске, туалетная дырка в полу тщательно вымыта, но шпингалет на двери все равно сломан, корзиночка с творогом за 34 рубля гордо именуется «чизкейк», вице-премьер Ольга Голодец с приветственным словом рифмуется в западном сознании с Екатериной Фурцевой из только что просмотренного фильма о Ростроповиче, пианист Андрей Коробейников сражается с неиграющим роялем «Эстония», а первой скрипкой в местном Filarmonica-квартете сидит Вадим Репин со своей Гварнери дель Джезу, очень условно звуча в унисон со второй.

Но в данной ситуации это уже не имеет никакого значения — зал почти на 800 мест заполнен до отказа, уходят только если с маленькими детьми (программа без скидок — Первая фортепианная соната Бетховена, Восьмая Прокофьева и ранний, очень редко исполняемый квинтет Бартока), после каждой части не только хлопают, но и несут цветы. И понятно, что никакой Крым уже не омрачит рецензии вдрызг растроганных западных журналистов, которым давно опостылела воспитанная публика в бриллиантах. А ведь фестиваль не дошел даже до середины!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245224
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412045
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416897
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422099
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423739