Второй фортепианный концерт одержал победу над Первым

И другие тектонические сдвиги на конкурсе Чайковского

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© XVI Конкурс Чайковского

Закончился XVI конкурс Чайковского, проходивший в Москве и Петербурге по шести специальностям. К фортепиано, скрипке, виолончели и вокалу в этом году добавились медные и деревянные духовые инструменты. Следующие четыре года пройдут в обсуждении победителей и «духового» нововведения. Но уже есть витрина праздника — гала-концерты лауреатов, проходившие два вечера подряд в двух российских столицах при участии конкурсного шефа Валерия Гергиева (который между московским и питерским концертами без отрыва от собственного производства еще успел продирижировать дневным мариинским «Тангейзером»!). И эта витрина сильно отличается от той, к которой мы привыкли.

В Москве впервые с 1958 года гала-концерт прошел не в Большом зале консерватории, а в новеньком «Зарядье». И впервые на нем победил пианист, который для финала выбрал не само собой разумеющийся Первый, а Второй концерт Чайковского. Прежде он считался каким-то «нефинальным», его редко кто играл, и выглядело это милой экстравагантностью, не более того. А теперь он оказался свежим счастьем, разбавившим ритуальную повторяемость одной и той же музыки финального тура.

© XVI Конкурс Чайковского

И это важный прецедент. Потому что в целом теперь есть ощущение, что нужно не столько приближаться к давно известному эталону, сколько показывать новое. Например, американец Златомир Фанг (1-я премия) сыграл для гала-концертной публики виолончельную музыку послевоенного авангардиста Эллиотта Картера, а Анастасия Кобекина (3-я премия) — своего отца, екатеринбургского классика Владимира Кобекина. Такое еще недавно сложно было себе представить. Рядом могучая меццо-сопрано Мария Баракова (1-я премия) из Молодежной программы Большого театра вполне конвенционально рассказывает о том, что она «не способна к грусти томной», а греческий бас Александрос Ставракакис (1-я премия) — о том, что он «достиг высшей власти». И это, на самом деле, разные вселенные. Но как-то они теперь уживаются вместе.

© XVI Конкурс Чайковского

Главный фаворит конкурса — 22-летний французский пианист Александр Канторов (ударение с последнего слога его фамилии по мере усиления местной любви, кажется, окончательно съехало на первый), сын скрипача и дирижера Жан-Жака Канторова, потомок эмигрантов из России и воспитанник той самой Рены Шерешевской, которая на прошлый конкурс привезла нам Дебарга. Фортепианная часть конкурса в этом году была очень сильной. И тому подтверждение — беспрецедентная попытка жюри, которое возглавлял Денис Мацуев, объявить победителями фактически всех участников финала: одна первая премия (ее по регламенту делить нельзя), две вторые (японец Мао Фудзита и россиянин Дмитрий Шишкин), три третьи (американец Кеннет Броберг, россияне Алексей Мельников и Константин Емельянов), одна четвертая со спецпризом «За мужество и самообладание» (китайский пианист Ань Тяньсю и дирижер Василий Петренко не договорились, в каком порядке будут играть произведения), пятое и шестое места свободны. Однако премии определяются по результатам третьего тура, в котором блестяще выступил Канторов. А Гран-при — по результатам финального гала-концерта, а то и по бурности аплодисментов, уловленной чутким ухом Гергиева. Так что золото и Гран-при (а это 130 000 долларов) отправляются во Францию.

От руководящей роли фортепиано на конкурсе никуда не деться. Соревнование пианистов — самое горячее, основная часть многомиллионных просмотров на medici.tv, еще в прошлый раз переведших состязание в новый медиаформат футбольного типа, — именно у них. Тем не менее общая картина уже не так фортепианоцентрична. Вторая по значимости специальность — скрипка — наконец-то обрела своих героев (в прошлый раз первая премия не была присуждена). Вровень шли Сергей Догадин (1-я премия, Россия) и Марк Бушков (2-я премия, Бельгия). Альтернативной звездой стал Айлен Притчин (4-я премия, Россия): ему достался спецприз музыкальных критиков. Ну и всевозможные дудящие новички — флейты, кларнеты, тромбоны и даже туба, — может, и не всех убедили, но как минимум заявили о том, что они есть.

© XVI Конкурс Чайковского

Причем если ария Ленского на тромбоне (Алексей Лобиков, 1-я премия) воспринималась, скорее, как курьез, то флейтист Матвей Демин (1-я премия), работающий концертмейстером в цюрихском оркестре Тонхалле, вполне мог посоперничать за Гран-при. Финальный ряд участников гала, выведенный Гергиевым на сцену Мариинки-2 в районе двух часов ночи, представлял собой совершенно непривычную смесь солистов и оркестровых музыкантов (причем многие лауреаты духовых специальностей были работниками сидящего за их спинами Мариинского оркестра). Традиционной конкурсной знати — пианистам и струнникам — с этим пока сложно смириться, но прежние иерархии разрушаются, а Вариации на тему рококо и Первый концерт — уже давно не центры виолончельного и фортепианного мироздания. Хотя Чайковский — по-прежнему наше все.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244467
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411342
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416309
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421485
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423164