6 октября 2017Академическая музыка
127

«Этим проектом мы заявляем, что молодые композиторы есть»

Артур Зобнин об антологии с музыкой 20-летних

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture 

На лейбле FANCYMUSIC вышли три диска «Антологии музыки молодых композиторов России». Сочинения авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону, Уфы, Перми исполняют два молодежных питерских коллектива — МолОт-ансамбль и камерный хор Festino. Автор проекта — скрипач и композитор Артур Зобнин рассказал Екатерине Бирюковой о поколении 20-летних композиторов и понятии «русская пустота».

— Артур, первый вопрос, конечно, про принцип отбора участников вашей антологии. Какими критериями вы руководствовались? Возраст? Стиль? Или каждой твари по паре?

— При отборе возраст, конечно, имел значение, поскольку это «Антология музыки молодых композиторов России». Но еще большее значение, пожалуй, имели качество музыки и отношение к тому или иному сочинению коллективов, которые эту музыку записывали. МолОт-ансамблю, например, было достаточно тяжело выбрать сочинения, поскольку за пять лет у нас сформировался большой репертуарный список, в котором немало достойных пьес. Важна была индивидуальность автора и конкретного сочинения.

— Возраст композиторов — 20+?

— Да.

— Была ли у вас идея стилевого разнообразия? Композиторы Илья Демуцкий и, скажем, Кирилл Широков — это же разные планеты.

— Разумеется, важно было представить достаточно широкую панораму. Кроме того, было важно поставить эти стилистически разные явления рядом. Когда это случилось, то выяснилось, что кроме различий есть и нечто объединяющее.

© FANCYMUSIC

— Как раз хотела спросить — есть ли что-то общее поколенческое?

— Есть. Более того, есть и то, что можно было бы назвать «новой русской композиторской школой».

— Даже так? А можете обозначить, чем эта новая школа отличается от старой? Старая, я так понимаю, — это поколение 40-летних?

— Думаю, да. Вообще сейчас мы наблюдаем целый ряд музыкальных явлений, которые пытаются выступать под флагом патриотизма и русской культурной идентичности. Во многом это абсолютно конъюнктурные порывы. Когда переписанный учебник гармонии Способина приравнивают к русской музыкальной традиции, возникает вопрос: понимают ли люди, которые это делают, что вообще такое эта традиция и что стоит за понятием «русского» в искусстве? Очевидно, что русская культурная идентичность проявляется в глубинных вещах, а не во внешних. В частности, у авторов «Антологии» это образ мышления, градус эмоциональности, способ работы с материалом, содержательная сторона. Особое место занимают пьесы, эстетика которых так или иначе может быть связана с эстетикой «русской пустоты» (понятие, введенное в музыкальный контекст Настасьей Хрущевой).

Эстетика 20-летних действительно отличается от эстетики 40-летних. В первую очередь, думаю, на это повлиял контекст, в котором эти явления зарождались. Если в 90-е годы было очень важно выйти на европейский музыкальный рынок, установить связи с европейским музыкальным сообществом, то в 2000-е и 2010-е все острее встает вопрос идентичности.

— Что за «русская пустота»? Расскажите поподробнее.

— Прежде всего, это целое сообщество в соцсетях. Там публикуют фотографии, связанные с этим понятием. Это русские просторы, поля с сорной травой, дороги, уходящие вдаль, небеса с облаками, туманные овраги и прочее — все, что для авторов снимков ассоциируется с русской пустотой. В более широком смысле это меланхолическое переживание постсоветской действительности. Новая эстетика рождается в сопоставлении пустоты и широты полей, заброшенных советских заводов и сельхозугодий и городского хай-тека и энергии. Именно этот контраст и порождает то, что можно назвать эстетикой «русской пустоты».

— А эпоха интернета не мешает поискам идентичности?

— Наоборот, помогает. Та же самая группа «Русская пустота» «ВКонтакте» — она позволяет увидеть, насколько много общего у всех нас, живущих в России.

Думаю, что и для западных музыкальных институций сейчас важна эта культурная идентичность русской музыки. Но есть явления, которые малопонятны на Западе: думаю, что и Настасья Хрущева, и Кирилл Широков, например, — очень русские явления, в полной мере они могут быть осознаны теми, кто существует в российском — постсоветском — контексте.

Сейчас мы наблюдаем целый ряд музыкальных явлений, которые пытаются выступать под флагом патриотизма и русской культурной идентичности.

— Запись дисков — это сейчас действенный способ продвижения музыки?

— Мы живем в эпоху электронных технологий, когда главный способ легитимации музыкального явления — это качественная звукозапись, распространяемая в интернете. Хотя бы поэтому этот проект очень важен. Он легитимирует целое поколение композиторов. Это очень важно в условиях тех консервативных тенденций, которые демонстрируются в целом в российской музыкальной среде, — сделать такой проект. Этим проектом мы заявляем, что молодые композиторы есть.

— А как вообще выживают молодые композиторы, да еще в таком количестве? Вот вы говорите, что спешите на работу. Что за работа?

— Я преподаю. У меня ситуация несколько легче, поскольку у меня не только композиторское, но и исполнительское образование. Поэтому мои доходы — это преподавание и исполнительские гонорары. Вообще статус композитора в РФ — это больная тема. Несколько инстанций, в том числе и Молодежное отделение Союза композиторов РФ, работает над тем, чтобы ситуация поменялась к лучшему. Но в целом мы по-прежнему зависли в каком-то промежуточном состоянии. Система госзаказов, существовавшая в СССР, полностью разрушена, а какая-то замена ей до сих пор не найдена. Все успешные проекты, связанные с современными композиторами, — это результат индивидуальной инициативы. Системы защиты их прав, системы, например, обязывающей государственные концертные организации включать в свои программы современную музыку, нет. Повсеместной системы композитора в резиденции нет, хотя есть положительные сдвиги. Системы заказов фестивалей нет. Системы, которая бы через издательства защищала права композиторов, нет. В целом, если ты композитор, ты должен быть еще продюсером, исполнителем, организатором, публицистом в одном лице. Тогда есть какой-то шанс.

— Хорошо. Отпускаю вас на работу.

— Спасибо.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244684
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411550
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416498
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421705
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423389