26 августа 2014Медиа
136

Большая перемена на «Дожде»

Участник эксперимента канала «Дождь» делится впечатлениями о пережитом

текст: Антон Боровиков
Detailed_picture© Телеканал «Дождь»

Вчера на телеканале «Дождь» завершился экспериментальный проект «Большая перемена». В течение месяца тридцать участников-стажеров учились делать новости, посещали мастер-классы и слушали лекции мэтров журналистики, которыми также могли насладиться в эфире зрители «Дождя». Они же — зрители — голосовали за четверку лучших участников, которых в итоге канал берет на работу. COLTA.RU публикует впечатления студента Антона Боровикова, не ставшего победителем.

Зачем придумали этот проект? «Дождь» создавался на волне «новой искренности», добравшейся до медиа, — направления, которое в поэзии связывают с Дмитрием Воденниковым. Это концепция живой реакции, органичности, «нового акмеизма», стремление не забывать за мишурой слов главное и говорить по-настоящему. Для медиа эпохи web 2.0 это означает открытость и прямой диалог с читателем. «Русский репортер», созданный за три года до «Дождя», в 2007-м, проводит этот диалог в своем выездном формате — когда делает «Летнюю школу» с учебными мастерскими по разным направлениям, от физики до кино. А на «Дожде» решили по-своему.

Вторая причина — необходимость обновить эфир. После «общественной дискуссии» вокруг опроса на сайте канала его выбросили из своих пакетов основные кабельные операторы. Из-за этого ушли рекламодатели, канал работает по подписке; сейчас ее цена — 480 рублей в месяц. В новом законе о рекламе сказано, что платные каналы вообще не смогут ставить рекламу, и каналу нужно искать новый контент. Например, 25 августа программы проекта «Большая перемена» только днем занимали в эфире «Дождя» 6 часов. С «Большой перемены», если дело пойдет, может начаться не только переформатирование канала, но и карьеры влюбленных в «Дождь» людей — которым не надо много платить. Мне, например, не надо — я и так рад был там работать.

Мария Макеева, Павел Лобков и Ренат Давлетгильдеев вытягивали бумажки с нашими именами из фирменной лейки с логотипом «Дождя».

Чтобы попасть на проект, надо было снять короткое видео с новостью и немного написать о себе — или прислать резюме. Арутюн Тамамян, член команды Рената Давлетгильдеева, сделал музыкальный обзор. Наталья Арсеньева совместила рассказ о себе с новостями. Кто-то, как и я, просто смонтировал небольшое видео.

В первый день нас разбили на три команды — Мария Макеева, Павел Лобков и Ренат Давлетгильдеев вытягивали бумажки с нашими именами из фирменной лейки с логотипом «Дождя». По очереди каждая команда готовила получасовые новости. Команду Рената чаще критиковали — они экспериментировали с жанром, например, в своем первом выпуске обошлись без ведущих. Две другие команды придерживались более консервативных стандартов. Сразу после новостей и на следующий день утром мы в прямом эфире обсуждали ошибки. По скайпу с нами говорила Анна Николаевна Петрова — преподаватель техники речи.

Лекции были в меру полезными — общих мест типа «что такое новость» было, по-моему, много, но не всем так показалось. На лекции Владимира Познера ползала заняли приглашенные, а сам Владимир Владимирович пересказывал свои фирменные истории. Люди посмеивались, но слушали как в первый раз. На мой вопрос о самой вкусной доминиканской сигаре он ответил советом не курить вовсе. Искренностью и бойкостью в голосе он очень похож на мою коллегу по группе Женю Куклеву.

Антон БоровиковАнтон Боровиков© Телеканал «Дождь»

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов в самом начале лекции повесил портрет пропавшего на Украине журналиста «России сегодня». После рекламы он попросил нас подумать, как ему можно помочь. Что-то похожее сделал Максим Шевченко, когда начал разговор с минуты молчания в память об убитых журналистах. Илья Красильщик, бывший главный редактор «Афиши», пришел в сандалиях на босу ногу. Голландский журналист Олаф Кунс назвал главным в работе «движуху» — постоянные командировки, беготню. Это было очень необычно и ново — отодвинуть моральную подоплеку в сторону. Валерий Панюшкин говорил, что все статьи и видео надо пытаться строить на любви.

Четырем участникам проекта поменяли имидж. Мои волосы стилист Ашот сильно подстриг, теперь придется делать укладку каждое утро. Он сам выбрал нас — по его словам, чтобы прическа соответствовала образу, который мы создаем своим поведением и вопросами лекторам. На стрижку в прямом эфире выносили розовый чемодан с косметикой, визажист упрекал меня в том, что я не смотрел фильм «Мы из джаза», и напевал песню оттуда: «А я не уберу, а я не уберу, а я не уберу свой чемоданчик!» Когда меня подстригли, журналист «Дождя» Егор Максимов не давал мне выходить из гримерки до эфира. Визажист Денис Луппов, как и Ашот, гримировавший нас перед новостями, на канале очень важная фигура — от него зависит, будут ли у тебя в кадре видны прыщи или пигментные пятна.

Для эфира нам подбирали пиджаки — их было 20 или 30 (мой коллега называл их «гробовыми»). Однажды Павел Лобков за пять минут до эфира не мог найти свои ботинки — их на восьмичасовой выпуск надел, кажется, Кристиан Выбирал.

На мой вопрос о самой вкусной доминиканской сигаре он ответил советом не курить вовсе.

Из команд Марии Макеевой и Павла Лобкова после первой недели перестали ходить несколько человек. Команда Рената Давлетгильдеева ходила в полном составе. Когда после новостей все разбегались, а я с Гузаль и Кириллом Белованом шел в бар, они все вместе куда-то направлялись праздновать. Несколько девушек из команды Лобкова плакали. Стажеры Макеевой и Давлетгильдеева сетовали на то, что наставники «не занимаются командой».

Большинство участников оказались сильнее меня как личности. В жизни им пришлось гораздо труднее. Стас Кривчиков в детстве мыл коней, а на проекте все время искрометно шутил. Максим Кочанов — под два метра ростом, сдержанный и серьезный — занимается бизнесом с четырнадцати, недавно продал компанию за большие деньги. Миллионер, а по улицам ходит, со мной на «Кропоткинской» в метро садился, «так же как все, как все, как все». Леша Коростелев вырос в военно-полевых условиях, потом кожаные куртки продавал полгода. Женя Куклева, выпускница волгоградского филфака, по дороге в редакцию падала в обморок из-за низкого давления. Гузаль знает татарский, узбекский, английский, немецкий и японский. Влад Пушкарев — очень закрытый, в жизни интереснее, чем в телевизоре. Лиля Яппарова, красивая и сильная, с металлом в голосе, плакала под песню «Мой рок-н-ролл» — из-за того, что эпоха ушла. Руслану Скрипке уже 25, работает в Екатеринбурге, проходил курсы в школе Владимира Познера, снова приехал в Москву, сразу вылетел из голосования — но продолжил ходить, поддерживать ребят.

За три недели «Дождь» очень сильно меня засосал. Выходил я оттуда, конечно, не «в такое время, когда на улице ни зги» — но самое ранее в 11 вечера. До 9 вечера был полностью занят, без времени на еду (только выйти покурить успевал). От дома до метро, от метро до редакции. Вел дневник, чтобы разобраться в происходящем. Составлял сравнительные таблицы роста-падения рейтингов, до трех-пяти утра пересматривал эфиры, чтобы понять, что надо поменять в кадре. Позорно голосовал сам за себя. Ел по ночам. Первые полторы недели не читал ни строчки.

Группа Марии МакеевойГруппа Марии Макеевой© Телеканал «Дождь»

Все это время я пытался как-то найти себя. Сначала был обычным. Потом взял пример с Влада Пушкарева. Его стиль — всегда обрывать говорящего и оставлять последнее слово за собой. Как-то раз команда сидит на кожаных диванчиках, все обсуждают выпуск. Наставник цитирует: «Чушка-Россия схряпала поэтов, собственных детей, — кто это сказал, кстати?» Я отвечаю: «Блок». Влад: «Поэт Александр Блок». Я перекрываю: «Поэт Александр Александрович Блок».

То же самое делал в эфире — и меня стало слишком много. Начал сбавлять обороты. Замолкать на рекламе (все равно в эфир не попадет) так и не научился. Понял, что важно говорить не вообще на публику, а с конкретным человеком. Причем этого человека сразу после разговора забывать — после прощания не оборачиваться, экономить.

В последний день я понял, что мне еще рано на телевидение. Что Влад Пушкарев — прекрасный парень. В понедельник у Марии Макеевой был день рождения — играли запись «Воплей Видоплясова». Нет зла и разочарования, по небрежности я не успел нафантазировать себе победных лучей славы. Начал было, но все кончилось раньше. Для участников проекта у меня есть только «люблю». Возможность постажироваться еще неделю отменили. Дома ел арбуз.

Что теперь? Прибавилось друзей на Фейсбуке. Российско-нидерландский кардиолог Dennis Gold называет меня «Антоша», «кукуруз души моей» и разбирает мои недостатки. Екатерина Яковлева, продавец-консультант из Липецка, пишет мне грустные сообщения в поддержку. Женщина у детской площадки узнала — смеялась.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244693
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411591
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416511
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421734
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423399