18 февраля 2014Медиа
133

Это прежде всего жалко

Олег Кашин посмотрел на государственном телеканале фильм «Биохимия предательства» и сочувствует рядовому Семину

текст: Олег Кашин
Detailed_picture© Colta.ru

Новгородская область, знаменитый Мясной бор, по бору бродит журналист Константин Семин и строго говорит, что в этом лесу бывали «историки-мародеры и сочувствующие им журналисты», которые, видите ли, утверждали, будто погибшую здесь Вторую ударную армию кто-то предал, а ее ведь никто не предавал, «снабжали чем могли, а войну она закончит в Берлине», — и торжествующе смотрит в камеру, сейчас, кажется, еще притопнет и скажет: «Вот так-то!»

Это самый по-человечески пронзительный эпизод фильма «Биохимия предательства», и мы с Константином Семиным оба знаем, о каком «журналисте-мародере» он говорит. «Преданная армия Власова» — так назывался нашумевший в свое время фильм Алексея Пивоварова о Второй ударной, вы тоже наверняка его помните, там еще в художественных вставках роль проклятого командарма играл блогер Рустем Адагамов. Три года фильм Пивоварова оставался без ответа, но Семин придет, порядок наведет. Он три года носил в себе желание ответить старшему коллеге, и вот желание реализовано в прайм-тайм государственного телеканала. Семин, получается, победил.

Он победил, а побежденный Пивоваров следующим утром придет на свою работу в топ-менеджерский кабинет коммерчески успешного телеканала СТС, проведет совещание на тему каких-нибудь невероятных новых медиа и трансмедиа, потом утвердит сценарий нового, заведомо сверхпопулярного ситкома, потом еще что-нибудь, а вечером, уже как бы в свободное время, сядет с Костомаровым и Расторгуевым смотреть черновую версию полнометражного «Срока», которому прямая дорога на «Санденс» и который останется культовым кинодокументом о позднем путинизме, даже когда никакого Путина уже не будет.

Мы с Константином Семиным оба знаем, о каком «журналисте-мародере» он говорит.

А победитель Семин в пустой студии на Ямском Поле сядет пить водку с Мамонтовым, оба быстро напьются, и один будет орать в темноту: «Власовцы, ненавижу», а другой станет хрипеть: «Кощунники», потом они обнимутся и, может быть, даже станут целоваться взасос.

Сравнение «Биохимии предательства» с советской пропагандой — оно, конечно, на поверхности, но за давностью лет кое-какие важные нюансы, к сожалению, стерлись. Да, разумеется, это советская пропаганда, но не та, которую печатали в «Правде» на первой полосе, и не та, которая потом превращалась в строчки резолюций партийных съездов. Нет, была еще пропаганда категории «Б», какие-нибудь адские брошюры историка В. Бегуна о сионизме как наследнике немецкого фашизма, которые издавались в провинциальном Минске, и потом в белорусский ЦК звонил усталый идеологический начальник из Москвы — «Ну ребята, ну е-мое». Фильм Семина наследует именно той, параллельной мейнстриму, советской пропаганде, не «Правде», а в лучшем случае журналу «Молодая гвардия», который, в общем, только для того и существовал, чтобы какой-нибудь читатель или даже автор «Нового мира», прочитав очередную молодогвардейскую статью, ужаснулся и позвонил своей доброй знакомой Анне Самойловне Берзер — «Вы представляете, что эти мракобесы опять творят?»

В «Молодой гвардии» Иван Шевцов публиковал очередной роман, в главном отрицательном герое которого легко было угадать Андрея Вознесенского, и все, конечно, возмущались, и Шевцов ехал на свои шесть соток под Загорском, пил там водку с историком-антисемитом Семановым, а Вознесенский получал Государственную премию и ехал потом в Париж писать поэму «Лонжюмо». Кто торжествующий государственный пропагандист, а кто несчастная жертва травли? Интересный вопрос, согласитесь.

Фильм «Биохимия предательства» — это прежде всего жалко. В роли главного эксперта — туповатый отставной мент, прославившийся когда-то пародийными переводами иностранных фильмов, а теперь востребованный как мыслитель в тех случаях, когда другие мыслители брезгуют. «Очередной дегенерат», — говорит мент, и ему хочется ответить: «Спасибо, очень приятно познакомиться», хотя он все равно не поймет. Ему кажется, что теперь он не просто отставной мент, а человек, делающий важное государственное дело. И Константину Семину тоже кажется, что теперь он круче Пивоварова, потому что может себе позволить выяснять отношения с Пивоваровым в эфире федерального канала. Наивный Семин — это без Пивоварова власть обойтись не может и никогда не обойдется, а молодых негодяев, готовых снять кино на заданную тему, на федеральных каналах без счета, они ничего не стоят. И, между прочим, сам Семин, вероятнее всего, о чем-то таком смутно догадывается.

Кто торжествующий государственный пропагандист, а кто несчастная жертва травли?

Заканчивая фильм, он перечисляет положительных героев — тех, на кого надо ориентироваться в жизни, — и последним называет капитан-лейтенанта Колесникова с подводной лодки «Курск». За тринадцать лет обстоятельства тоже подзабылись, поэтому стоит вспомнить: обнаруженная в октябре 2000 года, через два месяца после гибели лодки, записка Колесникова опровергла официальную версию, согласно которой все моряки «Курска» погибли в первые минуты после взрыва. Президентство Путина по-настоящему началось именно с гибели «Курска», которая показала, как российское государство и его президент на самом деле относятся к своим солдатам.

И вот, кажется, солдат Семин что-то такое чувствует и понимает. В этом смысле «Биохимия предательства» — вполне трагическое кино.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244763
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411654
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416560
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421787
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423444