12 ноября 2015Литература
101

Структура провокации, структура соблазна

Российский интеллектуал в «Дневниках» Александра Маркина

текст: Алексей Конаков
Detailed_picture© chaskor.ru

Для начала скажем несколько слов о материальной обусловленности нашего текста; рефлексия, приведшая к его появлению, имела место не в некоем идеальном (абстрактном) пространстве, но во вполне конкретных, земных условиях, среди которых октябрь, две чашки кофе, невский холодный ветер, штормовое предупреждение, Санкт-Петербург. Великий город, паблисити которого в последние пятнадцать лет становилось все мрачнее: к убогой провинциальности времен губернатора Владимира Яковлева добавились воинствующий антиинтеллектуализм эпохи Валентины Матвиенко и статус гомофобной столицы, обретенный при раннем Георгии Полтавченко. Но как раз на фоне подобного дрейфа в правую сторону возникало жгучее желание компенсации; в частности, читать хотелось космополитов, интеллектуалов, гомосексуалов. Всем этим требованиям удовлетворяли «Дневники» Александра Маркина. Берущие старт в начале нулевых, почти одновременно с обозначенным локальным трендом, они стали для пишущего эти строки настоящим опиумом, позволяющим легче переживать очередное подмораживание страны. Вероятно, именно такая функция «Дневников» вообще оказалась наиболее востребована читающей публикой; совсем не случаен тот факт, что первый круг ценителей Маркина формировался около «Митиного журнала» — этой инкорпорации патентованной петербуржской тоски по мировой культуре, дополнительно (и весьма изящно) осложненной ипохондрией, туберкулезом и эскапизмом. Проблема, однако, в том, что место утонченного проекта Маркина в пространстве культуры и общества до сих пор не было определено. Попытка имманентного рассмотрения в сугубо литературном поле проваливается почти сразу — из-за потрясающей широты контекста, в котором существуют маркинские записи (Станислав Львовский: «проза, при чтении которой на ум приходит добрый десяток имен в диапазоне от Александра Ильянена до Кэти Акер»), — и потому должна быть оставлена. Возможно, более плодотворным окажется анализ не идеального, но сугубо материального расположения «Дневников» — не в толще модернистской традиции, а на серверах популярной блог-платформы livejournal.com.

Иными словами, нам необходимо в первую очередь учесть интернет-бытование этих текстов, изначально публиковавшихся в формате «Живого журнала». В чем тут тонкость? Умберто Эко в одном из интервью заявил, что часто и весьма продуктивно использует в своей работе Википедию. Разумеется, смешно было бы полагать, будто человек академической выучки, привыкший иметь дело с образцовыми справочными материалами, посещает Википедию ради поиска достоверной информации. Вероятнее, что все обстоит ровно наоборот и знаменитый сервис нужен Эко для получения информации недостоверной, информации сомнительной, информации ложной. Ведь Википедия — в том числе и уникальное хранилище ходячих воззрений, клишированных представлений, устоявшихся заблуждений, мыслительных штампов, обычных предрассудков, чудаковатых фантазий, смешных шаблонов; грандиозная коллекция архетипов обывательского сознания, верящего одновременно нарративам научного прогресса, бытовой магии и популярной культуры (устойчивый интерес Умберто Эко к подобным вещам хорошо известен). Но, конечно, искаженная и тривиальная репрезентация реальности имеет место и на уровне отдельно взятого субъекта — в виде аккаунта в Фейсбуке, странички в «Живом журнале» и т.п.; сама архитектура любого профайла с четко определенными местами для размещения фотографии, подписи, контента и проч. подразумевает его стандартизующую функцию, его работу в режиме машины по сбору и комбинированию разнообразных клише (цитат, линков, гиперссылок). При этом существование такой машины подавляющим большинством пользователей интерпретируется в терминах почти берклианских — как восприятие ее кем-либо: esse est percipi. Хорошо известен специфический вид тревоги, периодически охватывающей того или иного владельца аккаунта: он не воспринят, он не замечен, он обойден вниманием — он попросту не существует! Старательно выстроенный образ подвешивается и мерцает, ежеминутно грозит растаять, и единственным гарантом его ненадежного бытия может стать только работа апперцепции, проделываемая подписчиками, поклонниками и «френдами».

Александр Маркин демонстрирует нам шаблонные воззрения государственной элиты на любых деятелей умственного труда: если все поэты — жиды, то все интеллектуалы — педерасты.

А теперь предположим, что внезапно исчезли все друзья, пропали постоянные читатели и случайные зеваки, привлеченные в ЖЖ Александра Маркина изяществом фраз («И она сказала: правильно: если ты сбросишь меня под поезд, то поезд меня задавит и я умру, как комарик, как крабик, как кошечка, которую задавила машина, и мой папа тебя убьет»), остроумием наблюдений («Как-то мне рассказали, что Jägermeister очень популярен у немецких пенсионеров: они любят растворять в нем снотворное, когда хотят покончить с собой»), нетривиальностью риторических вопросов («Ничто так не способствует любопытству, как личное несчастье. Интересно, что делают слепые, когда у них внезапно умирает собака-проводник?») или радикальной откровенностью заявлений («Я бы ему отсосал, потому что он был из таких, кому я отсосал бы с радостью; здоровый и молодой»). В логике субъективного идеализма страница ЖЖ все равно продолжит существовать — но не потому, что такова объективная реальность нашего мира, а потому, что содержание страницы всегда воспринимается кем-то еще помимо рядовых читателей. Кем же? Здесь следует вспомнить имя Эдварда Сноудена — человека, действия которого дают нам возможность принципиально иной интерпретации «Дневников» Маркина. Как известно, два миллиона секретных файлов, похищенных Сноуденом в 2013 году, триумфально подтвердили обоснованность того, что раньше считалось смешными страхами и заурядной паранойей иных пользователей интернета; вызывающе водрузив аббревиатуру NSA на место берклианского Бога, беглый агент продемонстрировал всему миру, что аккаунты социальных сетей всегда существуют в восприятии Власти. Именно Власть (с ее известной тягой к паноптизму) гарантирует, что даже самый скучный информационный всплеск, порожденный нашей активностью, не пропадет даром, не исчезнет бесследно, но будет существовать, будет вечно длиться — под бледной луной, под низкими небесами, под внимательным, цепким взглядом. Так субъективный идеализм Джорджа Беркли оборачивается чередой материальных операций (по сбору и анализу массивов данных из интернета), производимых компетентными службами. А значит, и архетипический (имеющий мало отношения к «реальности») образ нервного интеллектуала, который создает в своих текстах Маркин, является образом в восприятии Власти (разумеется, с поправкой на российскую специфику последней, с заменой NSA на ФСБ).

Итак, Александр Маркин рисует нам образ современного российского интеллектуала в глазах Власти. И нужно отметить, что главными чертами подобного образа оказываются вовсе не напряженная рефлексия, не цитирование французских философов и не работа над переводами из классиков немецкого модернизма. Все гораздо интереснее: на фоне пейзажных зарисовок, филологических наблюдений и психоаналитических этюдов Маркиным отчетливо педалируются темы смерти («Когда лежал утром с 39,7, началась гроза, а я думал о том, как прекрасно было бы умереть от лихорадки в ненастную погоду»), цинизма («Я сегодня опять спросил бабушку о том, когда же она наконец умрет»), криминала («у нас в Строгино многодетный отец зарубил топором жену, тещу и всех своих детей, даже младенца, и пошел смотреть кино с любовницей на вечерний сеанс»), перверсии («Ночью гулял по городу и у витрины магазина женского белья подумал: если я сейчас встану перед витринами и буду дрочить, как быстро меня арестуют?») и гомоэротики («У нас в спортзале, в раздевалке, впрочем, встречаются ... и получше»). Классическое структурное различие между автором и героем становится в этих текстах различием между реальным владельцем аккаунта и образом этого владельца, моделируемым Властью из набора штампов и клише. Именно с точки зрения Власти (перманентно воспринимающей информацию из социальных сетей) интеллектуал — это инфантильное, болезненное, плохо приспособленное к практической жизни существо, которое штудирует малопонятную литературу, мучается отвлеченными вопросами, питает склонность к меланхолии, депрессии, суициду и половым извращениям, которое всего боится и все время хочет умереть — вероятно, осознавая собственную пустоту и ненужность: «Хочу сходить на ближайшую ферму за молоком, но боюсь, что по дороге меня в темноте съедят лисы», «Все время боюсь умереть, потому что если я умру, то будет не очень хорошо, у меня в квартире ужасный бардак, и иногда, когда я стою за плитой и готовлю себе обед, у меня от страха смерти подкашиваются колени», «Смог. Специалисты МЧС советуют спать на спине, положив на лицо мокрую ткань; но лучше, конечно, сразу сунуть голову в полиэтиленовый мешок», «Из окна автобуса видел, как швейцарский пенсионер подстригает кусты у своего дома огромными садовыми ножницами, захотелось выйти из автобуса и попросить его отрезать мне левую руку», «Так как писать на иностранных языках очень важно для карьеры, а я, скорее всего, никогда этому не выучусь, то после того, как закончится мой контракт, я, наверное, пойду в горы и сброшусь в самое глубокое ущелье». Настойчиво и разнообразно обыгрывая ряд стандартных мотивов (депрессивность, инфантильность, гомосексуальность и проч.), Александр Маркин демонстрирует нам шаблонные воззрения государственной элиты на любых деятелей умственного труда: если все поэты — жиды, то все интеллектуалы — педерасты. Собственно, карикатурный образ интеллектуала-западника, интеллектуала-мизантропа, интеллектуала-извращенца, используемый сегодня российской властью в ее риторике «возврата к консервативным ценностям» и «борьбы с пятой колонной», был с пугающей точностью сконструирован и предугадан именно Маркиным. Вероятно, в 2002 году, когда «Дневники» только начинались, подобный вывод показался бы немного странным; однако сегодня, в эпоху гегемонии телевизионных киллеров и засилья ольгинских троллей, мы можем полностью убедиться в удивительной прогностической силе маркинских текстов. В России образца 2015-го коллекция (некогда забавных) стереотипов, собранная Александром Маркиным, постоянно грозит быть проинтерпретированной в качестве протокола виктимных признаков — с последующим «оперативным вмешательством», о котором автор так же издевательски пишет: «Мы живем во времена переизбытка; переизбыток всего: газет, техники, мусора, но в особенности гуманитариев и писателей, их стало так много, что пора снова открывать газовые камеры».

Из большого числа возможных модусов дневникового письма (кропотливая диалектика души, вслушивание в полифонию внутренних голосов, скольжение по непроницаемой поверхности окружающего мира, документальная фиксация событий из новостных лент и проч.) Маркин избирает стратегию одновременного прочерчивания сквозь текст сразу нескольких линий: хроника происшествий, научная работа, бытовые проблемы, глобальные тренды, интимные похождения и т.д.; эти параллельно идущие линии сходятся в конце концов в одной точке; такой точкой оказывается читатель «Дневников». Перед нами своего рода аналог линейной перспективы — оптического инструмента, услужливо раскрывающего образ для созерцания любителем, ценителем, властелином. А значит, структура маркинских произведений всегда является структурой провокации, структурой соблазна — предлагающей читателю судить, взвешивать и оценивать из некоей привилегированной точки пространства. Нам не просто демонстрируют, как выглядит типичный интеллектуал в глазах Власти, — нас фактически вынуждают совпасть с самим этим властным взглядом, занять место в центре всевоспринимающего паноптикона, посмотреть на героя «Дневников» с позиции NSA или ФСБ. Опыт пребывания в подобной ситуации ошеломляет; вспомним категоричные заявления Дмитрия Кузьмина («в психологическом и антропологическом измерении [“Дневник”] представляет собой трансляцию неинтересных штампов», «в бытность мою членом жюри настоял на том, чтобы не включать в шорт-лист [Премии Андрея Белого] предыдущий том этого сочинения») — не являются ли они следствием именно этого структурного соблазна? Вероятно, если читать «Дневники» Маркина как традиционную книгу, как произведение, существующее в модернистской парадигме производства новых смыслов, приемов, стилистик и проч., то Кузьмин окажется прав: перед нами «практика сугубо имитативная». Но именно поэтому куда более продуктивной представляется трактовка «Дневников» в качестве язвительной реконструкции образа, невольно творимого определенной социальной группой (условной «либеральной интеллигенцией») на просторах «новых медиа»; образа, недостаточно отрефлектированного самой этой группой — но эмпирически получаемого в результате анализа Big Data специальными подразделениями силовых ведомств. И важно помнить: Александр Маркин исследует не конкретного интеллектуала — но законы властной оптики, всегда на него направленной, сводящей его к комбинации стереотипов, мыслительных штампов и визуальных клише, к тривиальной зрительной аберрации. Так утонченные интроспекции филолога-германиста становятся анализом тотальной поднадзорности общества, ироничная каталогизация фобий и страстей оборачивается критикой позднего путинизма, и в каждом приватном жесте начинает отчетливо сквозить Политическое…


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245177
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412008
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416869
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422066
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423713