28 октября 2013Кино
89

Майк Фиггис: «Ну что мне сказать? Идите убейте себя?»

Режиссер, перепридумавший полиэкран, — о том, почему все плохо и что нам нужно перепридумать еще, чтобы стало хорошо

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Courtesy of DCW

В среду, 30 октября, в Москве начинается фестиваль «Новое британское кино». Накануне фестиваля Василий Корецкий поговорил с главным критиком британской системы кинопроизводства — режиссером Майком Фиггисом о том, почему все английские фильмы похожи друг на друга (а некоторые, наоборот, ни на что не похожи), чему кино может научиться у телевидения и где произойдет следующая кинореволюция.

— В британском кино действительно все так печально, как вы описали в своей статье для The Observer?

— На мой взгляд — да. Но это не то чтобы новости — я сталкиваюсь с этой проблемой всю жизнь. Просто раньше я старался не обращать на все это внимания, уехал в Америку и снимал там. И вот наконец я захотел снова снять британский фильм, получить поддержку от британских продюсеров, от BFI или Channel 4. Я был настроен оптимистично — в конце концов, я сделал много картин, некоторые из них были довольно успешны в Америке и не только. В общем, я считал себя уважаемым режиссером (смеется), что было несколько наивно. Я думал — о'кей, на небольшой-то фильм я уж найду денег. И я не смог! Не собрал ни пенни!

— Это как-то связано с упразднением Совета по кино и монополией BFI или корни проблемы глубже?

— Я думаю, дело тут не в институциях, это культурная проблема. Дело в британском подходе к кино. Как я уже писал в своей статье, в Англии ты делаешь либо ультракоммерческий фильм, клюкву с Кирой Найтли, красотами английской глубинки и кринолинами, — либо радикально антикоммерческий, про то, как страшно жить. В итоге и там и там мы имеем кучу однообразных, мало отличимых друг от друга картин. Англичане все время жалуются на то, что национальное кино не имеет достаточного коммерческого успеха, и одновременно — на то, что нет по-настоящему британского кино. При этом серединный сектор, то, что находится между этими двумя полюсами, вообще никак не поддерживается.

— Но тем не менее в британском кино за последние годы появились такие фигуры, как Андреа Арнольд, Бен Уитли или Джоанна Хогг (новые фильмы Уитли и Хогг будут показаны на фестивале. — Ред.) — ее «Архипелаг», может, и был невыносимо скучен, но он, стоит признать, смотрелся радикально небританским.

— Смотрите: сделать дебютный фильм, войти в кино относительно нетрудно. Более того, как молодой режиссер, вы можете рассчитывать на всемерную поддержку вашего первого, может, даже и второго фильма. А потом они начинают искать новую молодую звезду. Но режиссер ведь должен последовательно строить карьеру на протяжении 30, 40 лет! Идя в профессию, ты планируешь регулярно снимать, ты рассчитываешь на поддержку своего комьюнити, а если ее нет, просто уезжаешь и начинаешь работать в каком-нибудь другом месте. Так вот, в Англии у тебя нет никакой поддержки для постоянной работы в кино. И похожая проблема с прессой — критика охотно раскручивает дебютантов, им нужны новые имена. А потом они просто забывают о тебе. Режиссер, даже тот, кто громко дебютировал, не может рассчитывать на постоянное внимание критики к своей работе. Это очень болезненно для таких режиссеров, как Николас Роуг, к примеру. Он уже очень стар, но он продолжает снимать — и никто не обращает на него внимания. Или Джон Бурман — он тоже не может найти деньги на новый фильм.

— Ну, в Голливуде, который вы хвалите, тоже вполне реальна такая ситуация: вот вы упомянули Роуга и Бурмана, и я сразу вспомнил документалку Джеймса Тобака «Соблазненные и покинутые» — про то, как он ищет деньги на новый проект. Там есть смешной момент — все инвесторы хотят участия звезд в будущем проекте. Но никто толком не понимает, кто это такие — звезды. А вы знаете, звезды — это кто?

— Да не имею ни малейшего понятия! Вот реальный пример из моей жизни — я написал сценарий и ищу деньги на фильм. Инвесторы читают сценарий и говорят: «О'кей, нам все нравится, давайте обсудим кастинг». Я называю имена, а они: «Во-первых, почему вы считаете, что у этого актера есть какая-то коммерческая ценность? Во-вторых, почему вы думаете, что он будет хорош в этом фильме?» А дальше выясняется, что все их аргументы — просто личные вкусы! Или вот аналогичная ситуация (дело было не в Англии): у меня был хороший сценарий, но актриса, которую и я, и инвесторы хотели взять на роль, была в этот момент недоступна. Я предложил замену, тоже прекрасную актрису. Но жена продюсера, которая на самом деле и вкладывала деньги в фильм, сказала: «Нет, она мне не нравится». Я спрашиваю: «А что такое, вы с ней знакомы? Работали с ней до этого?» — «Нет, просто я ее не люблю». — «А вы видели ее фильмы?» — «Нет. Она мне не нравится». Потом этой женщине звонили разные действительно влиятельные люди, говорили: «Слушай, она действительно очень хорошая актриса, почему бы тебе не посмотреть ее фильмы, может, вам стоит встретиться?» — «Нет, она мне не нравится». Короче говоря, проект загнулся — исключительно из-за личных вкусов одного-единственного человека. И эта история с теми или иными вариациями повторяется каждый раз.

Кадр из фильма «На грани сомнения»Кадр из фильма «На грани сомнения»© Swipe Films

— Я правильно понимаю, что ваш последний фильм «На грани сомнения» — это прямое выражение вашего пессимизма? Честно говоря, судя по фильму, вы в тихом отчаянии.

— Да, вы правы. Для меня «На грани сомнения» — это такая попытка затеять общественную дискуссию: с одной стороны, о принципах сторителлинга, с другой — о том, каковы сегодня наши отношения с публикой.

Так нет же уже давно никаких отношений! Аутизм с обеих сторон.

— Ну, в общем, да, именно аутизм. И импульсом к тому, чтобы рассказать эту историю, было желание артикулировать свою фрустрацию, связанную с этим аутизмом. К тому же в последние годы я много думал о том, что сам процесс съемок фильма — это полноценный драматический жанр. Если честно, мне в этом фильме больше всего нравится то, что история в нем как бы рассказывает сама о себе.

Фильм при этом еще и очень похож на хрестоматию приемов: мол, смотрите, что мы можем делать полиэкранами, а что — традиционным монтажом, а вот как можно играть со светом и фильтрами. Но вы не говорите главного — как нужно заканчивать фильмы. Герои всю дорогу рассуждают о том, как нужно писать финал, — а в итоге финал-то у вас совершенно слит!

— Ну так в этом-то как раз и выражается моя растерянность. Помните, там главный герой говорит, что в жизни на самом деле не бывает хеппи-эндов, а бывают просто чуть более светлые моменты. Вот это ощущение я и пытался как-то воссоздать. Меня тут еще интересовала проблема детективного триллера как такового. Этому жанру присуща фундаментальная проблема: вроде бы все сводится к тому, чтобы узнать, кто убийца, — но как только мы узнаем, кто это сделал, тут же теряем интерес к фильму. Наступает такая посткоитальная депрессия. Но фильм-то еще не закончился! Вот я и не придумал ничего лучше, чем снять такую антикульминацию.

— О'кей, вернемся к ужасам кинопроизводства. Что сегодня сложнее — поиск финансирования или прокат готовой картины? Мне кажется, сейчас такое перепроизводство фильмов, что люди скорее готовы платить за то, чтобы не смотреть кино.

— Искать деньги всегда было очень трудно, но да, сегодня еще труднее решать проблему дистрибуции. Кризис прокатной системы сейчас — как глобальное потепление: мы понимаем, что проблема есть, но что мы можем сделать? Я стараюсь быть оптимистом, но только потому что... ну а что еще остается? Сказать молодым режиссерам — идите убейте себя? Найдите нормальную работу в банке, не тратьте время на ерунду? Ведь если трезво смотреть на вещи, что мы увидим? Перенасыщение, падение качества, переоценка технологической стороны кинематографа, упадок способности публики смотреть сложное кино из-за всеобщей проблемы с концентрацией внимания.

— Нужны ли в такой печальной ситуации какие-то дальнейшие эксперименты с формой фильма, с киноязыком или нам нужно сконцентрироваться исключительно на поиске новых форм дистрибуции?

— Да, прокатную систему нужно менять, но кто этим займется — вот в чем вопрос. Точно не я — я режиссер, я хочу снимать кино, поэтому и рассказать вам могу только о том, что должно измениться в самом кино. Прежде всего, ошибочно считать, что ситуация в кино сейчас такая же, как раньше. Все поменялось — аудитория, технология; психология молодых режиссеров тоже иная. В прошлом году я был на одной конференции в Гонконге, там выступал Пол Шредер, и он сказал очень умную вещь (а там в зале сидела в основном молодежь): «Я понимаю, что ваш мозг полностью отличается от моего — из-за тех гаджетов, которыми вы пользуетесь. Я тоже пользуюсь ими, но я-то к ним адаптируюсь, а вы — нет, это просто целиком ваша система. Поэтому у нас радикально разный взгляд на жизнь, радикально иное восприятие. Молодой аудитории придется постараться, чтобы понять старое кино, — и наоборот».

Я видел столько плохого кино за последние 10 лет, что готов принять тот факт, что ценности кинематографа, которые мы полагали священными, не так уж и священны. Традиционная форма художественного фильма всех уже немного утомила, под давлением ТВ ее придется пересмотреть и переизобрести. Возьмем, к примеру, длительность фильма. Формат 90—120 минут придуман прокатчиками. Но кинотеатры — это ведь современная форма театра в какой-то степени, и тут возможно все то же, что и в театре. Можно показывать длинные фильмы, разбивая сеанс надвое антрактом. Что мешает делать фильм как мини-сериал — три части с клиффхэнгером и развязкой?

Характер кинопроизводства изменился и будет меняться дальше. Но я уверен, что коллективный опыт просмотра по-прежнему важен, люди на самом деле любят массовые развлечения, им нравится социализироваться таким образом. Поэтому, может быть, мы подумаем несколько в ином направлении — как сделать ту среду, в которой показывается фильм, более привлекательной, увеличить ее социополитический и эстетический потенциал? Ведь это возможно.

Я уверен, что некоторое насильственное удержание того, что мы называем классическим кинематографом, все-таки будет происходить. Кино придется замедлиться — сейчас слишком легко добиться динамизма камеры, этим злоупотребляют. И молодые кинематографисты должны будут уже наконец научиться писать сценарии!

А главное направление будущих экспериментов — это драма как оппозиция жанровому кино. Все будет происходить там. Всякие технологические новшества в кино бросают вызов драме, но проблема, с которой она работает, — условия человеческого бытия — до сих пор самая важная для нас, зрителей. Из поколения в поколение люди обсуждают, пересматривают и подвергают сомнению одно и то же. Сюда немного вмешивается наука, благодаря ей мы узнаем немножко больше о том, кто мы и где существуем. Но смерть по-прежнему с нами. Как, почему, что потом, как относиться к собственной смерти — эти вопросы, конечно же, остаются самыми актуальными. Люди будут рождаться и страдать, это неизбежно. Смерть — весьма предсказуемая ситуация, но она каждый раз проходит иначе. Искусство должно изучать ее — но сегодня оно, в общем, утратило свою связь со смертью, погрузившись в унылый нарциссизм. Так что кино должно притормозить немного — пусть дети получат какие-то другие, новые игрушки, а мы, кинематографисты, займемся вечными проблемами. В конце концов, именно для этого и придумано искусство.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20245510
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417102
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422274
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423936